Китай / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
В классификации Всемирного банка Китай назван страной с экономикой «с доходом ниже среднего» (lower middle income). Помимо этого в классификации Всемирного банка (ВБ) отмечено, что у Китая есть обязательства перед Международным банком реконструкции и развития (МБРР), то есть страна является должником ВБ. По абсолютной величине ВВП по ППС Китай является второй экономикой в мире после США.
Китайская экономика представляет интерес тем, что уже на протяжении полувека демонстрирует высокие темпы роста, сначала развиваясь в ключе командно-административной экономики, а тридцать лет назад начав проводить рыночные реформы. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году политическая элита Китая встала перед выбором дальнейшего пути развития страны. В итоге в конце 1970-х годов по инициативе Дэн Сяопина в КНР начали проводиться экономические реформы. На первом этапе реформ (1978–1984 годы), задачей было просто не дать огромной массе голодных крестьян умереть от голода, что было достигнуто благодаря введению рыночных стимулов для крестьян. На втором этапе (1985–1993 годы) центр тяжести реформ переместился в город, на промышленные предприятия. В результате первых двух этапов была создана «товарная экономика», что позволило на третьем этапе (1994 годы — до сегодняшнего дня) начать строительство рыночной экономики. Среднегодовые темпы прироста ВВП за этот тридцатилетний период были на уровне 9,5 %.
По мнению специалистов ВБ, с 1979 по 2004 год основными факторами, определявшими быстрое развитие экономики КНР, были следующие показатели: а) прирост капитала обеспечивал 50 % роста; б) производительность — 33 % и в) увеличение рабочей силы — 17 %. Причём с 1994 по 2004 годы вклад прироста капитала был ещё больше — 62 %, а вклад роста производительности, наоборот, сократился до 30 %.
Другие исследовательские центры приводят другие цифры, экономисты ВБ часто сами корректируют результаты своих исследований. Однако стоит заметить, что ключевыми факторами, позволившими Китаю на протяжении 30 лет быстрыми темпами развивать свою экономику, являются:
— благоприятная внешняя конъюнктура: в страну начали поступать инвестиции из развитых и новых индустриальных стран (перенос ими производственных площадок с целью снижения издержек), открытие рынков развитых стран;
— высокий уровень внутренних сбережений, позволивший проводить активную инвестиционную политику;
— активная политика правительства страны, направленная на стимулирование собственного бизнеса (методами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики; занижение курса юаня, перераспределение ресурсов, субсидирование, пассивное отношение к борьбе с контрабандой, контрафактной продукцией, слабая социальная защита населения и отсутствие простых трудовых норм, препятствующих эксплуатации рабочих) и его защиту от иностранной конкуренции;
— активность национального частного сектора экономики Китая (оценки его величины расходятся из-за несовершенства статистики, теневого характера мелкого и среднего предпринимательства, однако с уверенностью можно сказать, что вклад частного сектора в экономику уже давно составляет более половины);
— большое количество дешёвой рабочей силы.
Свойственная любой стране, проходящей стадию индустриализации, доминирующая роль промышленности находит выражение и в китайской экономике. Наиболее развитыми секторами промышленности являются различные виды машиностроения, металлургия, строительство, текстильная промышленность.
Как в Японии, Корее, так и в Китае рыночный этап индустриализации начался с развития текстильной и швейной промышленности. Разница заключается лишь в том, что по мере развития Япония и Корея теряли конкурентные преимущества в этой отрасли в пользу других развивающихся стран, а Китаю из-за большой численности населения удаётся сочетать развитие более высокотехнологичных отраслей с лёгкой промышленностью. В 2005 году доля лёгкой промышленности в совокупной добавленной стоимости, создаваемой в промышленности, составляла 7 %, доля в мировом экспорте также постоянно увеличивается.
На сегодняшний день Китай стал мировым лидером в производстве стали (33,9 % выплавляемой в мире стали) и в производстве цветных металлов. На саму металлургическую промышленность приходится 14,5 % создаваемой в промышленном секторе Китая добавленной стоимости. Ежегодные темпы роста за последние несколько лет превышали 20 %, что косвенно свидетельствует о высоком потенциале этой отрасли.
Доля добавленной стоимости продукции машиностроительной отрасли в добавленной стоимости всей промышленности в 2005 году составила 25 %. Наиболее динамичными секторами машиностроительной отрасли были сектор транспортного машиностроения, энергетического машиностроения, строительного машиностроения, электротехнической промышленности. Отрасли тяжёлого и общего машиностроения демонстрируют высокие темпы роста за счёт привлечения иностранных технологий и использования огромного внутреннего рынка; точное машиностроение и производство электроники развивается благодаря иностранным предприятиям, переносящим производство в Китай, постепенно развиваются и национальные производители.
Бурно развивается строительный сектор, обеспечивающий потребности развивающейся экономики в новых сооружениях.
Основой энергетики являются уголь (61,7 % энергобаланса) и нефть (18 % энергобаланса). Большая часть нефти и почти весь уголь добываются на территории Китая, в общем энергобалансе импортируемые энергоносители составляют 11,2 %, за вычетом экспортируемых — 5,6 %.
По мере развития Китая начинает развиваться и сфера услуг: финансы, транспорт, торговля, общественные услуги.
На втором этапе реформ были созданы государственные коммерческие банки, которые и сегодня являются центральным звеном всей финансовой системы. На конец сентября 2006 года доля их активов финансового сектора составляла 90,3 %, причём 57,7 % приходилось на четыре крупнейших государственных банка. После того как правительство провело реструктуризацию накопившихся за годы реформ «плохих долгов» и инициировало вхождение в капитал крупнейших банков стратегических партнёров из развитых стран, банковский сектор был открыт для иностранных конкурентов. Однако иностранные финансовые институты могут рассчитывать только на работу в тех сегментах рынка, в которых китайские банки не имеют опыта: работа с фондовым рынком, отдельные виды обслуживания предприятий, не требующих специального знания местного рынка. Несмотря на малую долю в финансовых активах, постепенно развиваются рынок страхования, фондовый рынок.
Ключевой характер для развивающейся экономики имеет и транспортный сектор, развитие которого в Китае идёт по всем направлениям: строятся автомобильные дороги, железнодорожные пути, метро в крупных городах, расширяется количество воздушных маршрутов и авиапарк воздушных перевозчиков.
Немаловажную роль в экономике играет и общественный сектор: услуги в образовании и здравоохранении, различные виды социальной помощи. В развитии этого сектора сочетаются усилия правительства и частного бизнеса. Доля сельского хозяйства в создаваемой в экономике добавленной стоимости ежегодно сокращается: в 2006 году она упала до уровня 11,9 %. В Китае до сих пор более половины населения живёт в деревнях, что мешает появлению крупных хозяйств, внедрению с/х техники.
Если рассматривать структуру ВВП Китая в 2006 году по расходам, то мы увидим, что большая часть расходов приходится на инвестиции в основные средства (40,9 %), немалую долю составляет и частное потребление (36,4 %), на государственные расходы приходится 13,7 %, остаток покрывается чистым экспортом и материально-производственными запасами, Очень высокая доля инвестиций характеризует страну как экономику догоняющего развития.
Рынок труда, как и в других странах, является одной из важнейших частей экономики, Именно ресурс в виде большого количества дешёвой рабочей силы дал возможность Китаю включиться в мировые производственные цепочки, привлечь иностранные инвестиции и технологии.
Характерной чертой рынка труда является большая доля приезжих из деревни, составляющих четверть рабочей силы городов. С 1984 году жителям деревни разрешено приезжать в город на заработки, однако люди с деревенской пропиской не могли рассчитывать на бесплатное школьное образование для детей, на компенсационные выплаты и льготы; при покупке недвижимости в городе, в котором человек не прописан, он сталкивался с целым рядом барьеров. Однако это не сдерживало китайских рабочих, не имеющих возможность найти работу в деревне. Начиная с 2004–2005 годов проблема благоустройства мигрантов постепенно решается. Налаживается система регистрации, осуществляется переход на бесплатное школьное образование для детей мигрантов и так далее.
Из особенностей стоит также отметить обязательное наличие на крупных предприятиях профсоюзов и представителей партийных структур.
С 1 января 2008 года в Китае вступил в силу новый Трудовой Кодекс, призванный организовать рынок рабочей силы (по новому закону, необходимо заключать письменный трудовой договор), усилить профсоюзы, ликвидировать незаконную практику эксплуатации работников.
Структура занятости на 2005 год выглядит следующим образом: 31,4 % занято в отраслях сферы услуг, 23,8 % — в промышленности (включая строительство), 44,8 % — в сельском, рыбном и лесном хозяйствах. В последнее время занятость в абсолютном выражении в сфере услуг и промышленности возрастала, в сельском хозяйстве — сокращалась. Однако огромное число деревенских жителей и число занятых в с/х создают целый ряд проблем, потому что для решения проблемы бедности их необходимо трудоустроить в других отраслях.
Китай — страна с переходной экономикой, у государства до сих пор сохраняется множество функций, унаследованных от командно-административной хозяйственной системы. Однако, в отличие от развитых западных стран, его главная роль сводится к регулированию экономической деятельности, хотя следует отметить, что в последние годы значительное место в политике государства заняли проблемы социального обеспечения населения. Государство является непосредственным владельцем большей части активов: ему принадлежат крупнейшие банки, страховые компании, лидеры отрасли в сфере транспорта и телекоммуникаций, многие предприятия машиностроения. Почти все крупные предприятия в Китае являются собственностью правительства.
Образовательная система Китая построена на принципах бесплатного обязательного неполного среднего образования (9 классов) и платного всех остальных ступеней школьного и вузовского образования. Высшие учебные заведения, несмотря на платный характер, преимущественно являются государственными.
Здравоохранительная система также является платной, хотя в последнее время правительство и работает над введением элементов страхования, возврата пациентам части расходов на медицинское обслуживание. Большинство же медицинских учреждений являются государственными; несмотря на взимаемую ими плату, считаются некоммерческими.
В 1997 году государство начало проводить пенсионную реформу, в результате которой на сегодняшний день ответственность за пенсионное обеспечение перешла от государственных предприятий непосредственно правительству. По новой системе работодатель ежемесячно платит налог в размере 17 % от фонда заработной платы, что является источником для выплат пенсий. Вместе с тем введена и накопительная система: у работника открывается пенсионный счёт, куда он ежемесячно перечисляет 8 % от зарплаты, аналогичную сумму ежемесячно на счёт вносит и государство; по выходу на пенсию он будет ежемесячно получать часть накопленной суммы. Отдельная система пенсионного обеспечения введена для жителей деревни. Однако главной проблемой является недостаток средств (из-за этого на текущие расходы используется накопительная часть пенсии) и небольшой уровень покрытия: в городах система покрывает 50 % работников, в деревне — 12 %.
Расходы на НИОКР являются одним из приоритетов правительства. По данным ОЭСР, с 1995 года они ежегодно увеличивались в среднем на 19 % и к 2005 году достигли 1,34 % от ВВП (в абсолютном выражении, 30 миллиардов долларов, это шестой по величине показатель в мире).
Денежная единица Китая — юань. С момента начала рыночных реформ политика финансовых властей Китая была направлена на поддержание стабильности курса национальной валюты и использование валютной политики для стимулирования роста. До 1994 года использовалась система нескольких валютных курсов, позволявшая государству регулировать экспортно-импортные операции. С 1994 года введена система одного курса и сформирован межбанковский валютный рынок. А с 1995 года юань был фактически жёстко привязан к доллару по курсу 8,3 юаня за доллар, хотя официально юань находился в управляемом плавании. За десять лет подобной политики были накоплены огромные золотовалютные резервы (крупнейшие в мире). С 2006 года китайские власти начали постепенно повышать курс юаня.
Финансовая система Китая является закрытой, а юань не является полностью конвертируемой валютой. Валютные операции по текущему счету платёжного баланса не ограничены, чего нельзя сказать про операции с капиталом: для инвестирования капитала за рубеж требуется разрешение правительства. Приток же капитала внутрь страны подвергается ограничениям только при инвестировании в стратегические отрасли. По мере либерализации экономики барьеров на пути движения капитала становится все меньше.
Внешний долг Китая на конец 2006 года составлял 323 200 миллионов долларов США. Около 30 % являются торговыми кредитами, половина приходится на коммерческие кредиты предприятиям и оставшиеся 20 % — на государство.
На протяжении всего пореформенного периода наблюдался стабильный положительный баланс по счету текущих операций, резко возросший с 2005 года. Благодаря притоку средств по счету операций с капиталом были накоплены большие золотовалютные резервы.
Китай в 2006 году являлся третьим по величине мировым экспортёром, однако, по прогнозам, в 2008 году может стать крупнейшим. Показатель экспортной квоты, который в 2006 году составил 36,8 %, также свидетельствует о важности международной торговли для экономики Китая.
Несмотря на вступление в ВТО в 2001 году, уровень защиты национального рынка от иностранной конкуренции в Китае выше, чем в развитых странах. По данным ВТО, в 2006 году средний уровень тарифных ограничений составил 10 % (для с/х товаров — 15,8 %, для остальных — 9,1 %).
Китай не признан развитыми странами рыночной экономикой, что облегчает для них процедуру инициирования использования против Китая антидемпинговых пошлин.
Структура экспорта Китая с каждым годом меняется в сторону более и более высокотехнологичных товаров. Однако это является свидетельством того, что Китай в азиатском регионе стал центром сборки производимой в других странах продукции, на что указывает и растущий импорт из соседних стран.
Основными экспортными товарами КНР (2006 год) являются: офисное оборудование и оборудование для обработки данных (13 %), телекоммуникационное оборудование (12,5 %), электротехническое оборудование (10,3 %), иные виды продукции машиностроения (5,6 %), текстильная продукция (9,7 %).
Основными импортными товарами КНР (2006 год) являются: электротехническое оборудование (19,9 %), нефть и сопутствующие товары (9,5 %), специальная аппаратура (5,5 %), металлическая руда и металлолом (5 %), офисное оборудование (4,6 %).
Основными внешнеторговыми партнёрами КНР являются США, Япония, Южная Корея, Германия, Тайвань, Голландия, Великобритания, Австралия, Сингапур, Таиланд.
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Первые династии Китая
- Императорский Китай
- Превращение Китая в полуколонию
- Республиканский Китай в 1912–1949 годов. Вторжение Японии. Гражданская война. Конституционное развитие
- Вторая Мировая Война
- Коммунистический Китай в 1949 году — наше время
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Председатели КНР в 1935–1982 годах
- Генеральные секретари КНР в 1956–2012 годах
- Главы государства. Председатель Центрального Народного Правительства в 1949–1954 годах
- Главы государства. Председатели в 1954–1975 годах
- Главы государства. Председатели КНР в 1983–2012 годах
- Главы государства. Премьеры Госсовета в 1949–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Особый административный район Макао (АОАР)
- Особый административный район Сянган (СОАР)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ в обществе
- Положение Китая в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с США
- Отношения с Японией
- Отношения с Индией
- Отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Китая в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1926 года ...
Вашему вниманию предлагается издание «По Южному Уралу и Зауральским равнинам».