Китай / Территориально-государственное устройство
В Преамбуле конституции КНР зафиксировано, что Китай является многонациональным унитарным государством.
Согласно ст. 30 конституции КНР, Китай имеет следующее административное деление:
— «Страна делится на провинции, автономные районы и муниципалитеты (города) центрального подчинения;
— провинции и автономные районы делятся на автономные префектуры, уезды, автономные уезды и города;
— уезды и автономные уезды делятся на волости, национальные волости и посёлки.
Города центрального подчинения и другие большие города делятся на районы и уезды. Автономные префектуры делятся на уезды, автономные уезды и города. Все автономные районы, автономные префектуры и автономные уезды являются районами национальной автономии».
Административное устройство выглядит следующим образом:
— 23 провинции: Аньхуэй, Ганьсу, Гуандун, Гуйчжоу, Ляонин, Сычуань, Фуцзянь, Хайнань, Хубэй, Хунань, Хэбэй, Хэйлунцзян, Хэнань, Цзилинь, Цзянси, Цзянсу, Цинхай, Чжэцзян, Шаньдун, Шаньси, Шэньси, Юньнань;
— Провинция Тайвань;
— 5 автономных районов: автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ), Гуанси-Чжуанский автономный район (ГЧАР), Нинся-Хуэйский автономный район (НХАР), Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), Тибетский автономный район (ТАР);
— 4 города центрального подчинения: Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин,
Особый административный район Гонконг (ОАР Сянган, СОАР), Особый административный район Макао (ОАР Аомэнь, АО АР).
Подобное административно-территориальное устройство, характеризующееся высокой степенью концентрации власти в руках центра, обусловлено, в первую очередь, стремлением сдержать тенденции сепаратизма регионов, а также повысить эффективность государственного управления. Так, согласно позиции официальных властей, районы национальной автономии для компактно проживающих национальных меньшинств являются важнейшей формой решения национального вопроса в КНР (в Китае проживают более 55 различных национальностей).
Согласно ст. 95 разд. 5 (Местные собрания народных представителей и местные народные правительства разных уровней) гл. III (Структура государства) конституции КНР, в провинциях, муниципальных образованиях центрального подчинения, уездах, городах, муниципальных районах, волостях, национальных волостях и городах создаются местные собрания народных представителей и народные правительства. В автономных районах, автономных префектурах и автономных уездах создаются органы самоуправления. Местные собрания народных представителей разных уровней являются местными органами государственной власти (ст. 96).
Срок полномочий местных СНП — 5 лет.
Местные СНП осуществляют контроль и исполнение конституции, законов, административных постановлений в соответствующих административных районах. В пределах своих полномочий они принимают и издают директивы, рассматривают и принимают планы экономического и культурного развития. Местные СНП разрабатывают планы экономического и социального развития, разрабатывают и принимают бюджет, контролируют его исполнение (ст. 99).
Местные СНП избирают и имеют полномочия отозвать губернатора и вице-губернатора, мэра и вице-мэра, главу уезда, района, посёлка и небольшого города и его заместителей. Местные СНП избирают и имеют полномочия отозвать председателей народных судов и главных прокуроров народных прокуратур соответствующего уровня (ст. 101).
Постоянный комитет местного СНП обсуждает и принимает решения в отношении важных вопросов во всех сферах деятельности в соответствующем административном районе, руководит работой народного правительства, народного суда, народной прокуратуры соответствующего уровня (ст. 104).
Местные правительства являются органами исполнительной власти (ст. 105). Срок полномочий соответствует СНП местного уровня (ст. 106). Местные народные правительства в пределах своих полномочий ведут работу в области экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, городского и сельского развития, общественной безопасности, правосудия, планирования семьи и так далее в соответствующих административных районах (ст. 107). Местные правительства отчитываются о своей деятельности перед местными СНП (постоянным комитетом) , а также перед вышестоящими государственными административными органами. Местные народные правительства являются государственными административными органами, функционирующими под общим руководством Государственного Совета (ст. 110).
Конституция КНР предусматривает создание «специальных административных районов», правовой статус которых определяется специальными законами.
← Назад | Территориально-государственное устройство | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Первые династии Китая
- Императорский Китай
- Превращение Китая в полуколонию
- Республиканский Китай в 1912–1949 годов. Вторжение Японии. Гражданская война. Конституционное развитие
- Вторая Мировая Война
- Коммунистический Китай в 1949 году — наше время
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Председатели КНР в 1935–1982 годах
- Генеральные секретари КНР в 1956–2012 годах
- Главы государства. Председатель Центрального Народного Правительства в 1949–1954 годах
- Главы государства. Председатели в 1954–1975 годах
- Главы государства. Председатели КНР в 1983–2012 годах
- Главы государства. Премьеры Госсовета в 1949–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Особый административный район Макао (АОАР)
- Особый административный район Сянган (СОАР)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ в обществе
- Положение Китая в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с США
- Отношения с Японией
- Отношения с Индией
- Отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Китая в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Современный атлас погоды, созданный известным английским учёным С. Данлопом, не ...