Китай / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
Социалистическая модель КНР отрицает принцип разделения властей и основана на марксистской концепции полновластия представительных органов (советов). Роль собраний народных представителей в механизме государственной власти определяющая: «все государственные административные, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им подконтрольны». Согласно конституции КНР, вся власть в стране принадлежит народу, который осуществляет её через ВСНП и через местные Собрания народных представителей (СНП).
Будучи высшим органом государственной власти, ВСНП формирует важнейшие органы государственной власти:
— избирает Председателя КНР и его заместителя, а также отрешает их от должности;
— утверждает Премьера Госсовета по представлению Председателя КНР; вице-премьеров, членов Госсовета, ведомственных министров, генерального ревизора и генерального секретаря Госсовета по представлению Премьера; а также отрешает их от должности;
— избирает Председателя Центрального военного совета КНР и утверждает его членов по его представлению, а также отрешает их от должности;
— избирает Председателя Верховного Народного Суда, а также отрешает его от должности;
— избирает Генерального Прокурора Верховной народной Прокуратуры, а также отрешает его от должности.
Законотворчество является важнейшей, но далеко не единственной функцией ВСНП. Согласно п. 15 ст. 62 конституции КНР, перечень полномочий ВСНП открытый, то есть оно может решать и другие вопросы. Большая часть законов принимается Постоянным Комитетом (ПК) ВСНП. Правом законодательной инициативы помимо ВСНП обладают президиум ВСНП (избираемый накануне сессий, состоящий из 160 человек и формирующий постоянное бюро президиума, состоящее из 20 человек), ПК ВСНП, комиссии ВСНП, Госсовет, Центральный военный совет КНР, Верховный Народный Суд, Верховная народная прокуратура, а также группа не менее 30 депутатов.
ВСНП формирует ПК, то есть избирает и имеет право отозвать членов ПК. ПК ВСНП несёт ответственность перед ВСНП и отчитывается перед ним о своей деятельности. Ни один из членов ПК не может занимать какой-либо пост в государственных административных, судебных либо прокурорских органах. ПК избирается на тот же срок, что и ВСНП. Председатель ПК и его заместители могут занимать свои должности не более 2 сроков подряд.
ПК ВСНП контролирует деятельность Госсовета, Центрального военного совета, Верховного Народного Суда и Верховной Народной Прокуратуры. Он имеет полномочия отменять административные решения и предписания Госсовета, противоречащие конституции или другим законам.
Кроме того, ПК ВСНП:
— в отсутствие проведения сессии ВСНП, утверждает Министров, Генерального Ревизора и Генерального Секретаря Госсовета по представлению Премьера Госсовета;
— в отсутствие проведения сессии ВСНП, по представлению Председателя Центральной военного совета утверждает других членов Совета;
— по предложению Председателя Верховного Народного Суда назначает либо отстраняет от должности Заместителей председателя и судей ВНС, членов Судебной Комиссии и Председателя Военного Суда;
— по рекомендации Генерального Прокурора Верховной Народной Прокуратуры назначает или отстраняет от должности Заместителей генерального прокурора и прокуроров Верховной Народной Прокуратуры, членов Прокурорской Комиссии и Главного прокурора Военной прокуратуры; утверждает назначение или отстранение от должности главных прокуроров Народных прокуратур провинций, автономных районов или муниципальных образований центрального подчинения.
ПК осуществляет законодательную власть наряду с ВСНП. Кроме того, ПК ВСНП вместе с Председателем КНР осуществляет функции коллегиального главы государства.
Срок полномочий Председателя и Заместителя председателя КНР равен сроку полномочий ВСНП, при этом они не могут занимать свои посты более двух сроков подряд.
Выполняя решения ВСНП и ПК ВСНП КНР, Председатель КНР обнародует законодательные акты, назначает или снимает Премьера, вице-премьеров, членов Госсовета, министров, генерального ревизора и генерального секретаря Госсовета.
Председатель и Заместитель председателя КНР выполняют свои функции до принятия должности новыми Председателем и Вице-председателем, избранными ВСНП следующего созыва.
В случае если должность Председателя КНР становится вакантной, она переходит к Заместителю председателя КНР. В случае если должность Вице-председателя КНР становится вакантной, ВСНП избирает нового Вице-председателя, В случае если должности Председателя и Вице-председателя КНР становятся вакантными одновременно, ВСНП избирает нового Председателя и нового Вице-председателя КНР. До проведения выборов функции Председателя КНР временно выполняет Председатель ПК ВСНП.
Срок полномочий Госсовета также соответствует сроку полномочий ВСНП. Премьер, вице-премьер и члены Госсовета могут занимать должность не более двух сроков подряд. Госсовет несёт ответственность и подотчётен ВСНП, а в период, когда сессии ВСНП не проводятся — перед ПК ВСНП. Госсовет в некоторой степени обладает законодательной инициативой. Так, Госсовет имеет право представлять предложения в ВСНП или ПК ВСНП КНР.
Центральный военный совет КНР (ЦВС) является уникальной структурой, осуществляющей руководство всеми вооружёнными силами страны, а также народным ополчением и вооружённой народной милицией.
ЦВС состоит из председателя, его заместителей и остальных членов. Председатель избирается ВСНП, кандидатуры других членов утверждаются ВСНП по представлению председателя ЦВС. ЦВС подотчётен и ответственен перед ВСНП и ПК ВСНП.
На практике персональный состав ЦВС КНР идентичен Военному совету ЦК КПК, назначаемому ЦК КПК. Возглавляется генсеком ЦК КПК.
В последние годы в Китае наблюдался процесс некоторой либерализации и децентрализации. Например, с 1993 года голосование в ВСНП стало тайным, не все решения принимаются единогласно. Кроме того, были предприняты необходимые меры для разграничения политической и государственной сфер ответственности с ограничением возможности постоянного вмешательства местных партийных комитетов в процесс принятия государственных решений. Однако несмотря на проводимые в Китае реформы, политическая система осталась и в обозримом будущем будет оставаться неизменной. Руководство страны ориентируется на сохранение основных институтов политической системы, включая ведущую роль КПК; можно ожидать лишь некоторые элементы демократизации.
← Назад | Разделение и взаимодействие различных ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Первые династии Китая
- Императорский Китай
- Превращение Китая в полуколонию
- Республиканский Китай в 1912–1949 годов. Вторжение Японии. Гражданская война. Конституционное развитие
- Вторая Мировая Война
- Коммунистический Китай в 1949 году — наше время
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Председатели КНР в 1935–1982 годах
- Генеральные секретари КНР в 1956–2012 годах
- Главы государства. Председатель Центрального Народного Правительства в 1949–1954 годах
- Главы государства. Председатели в 1954–1975 годах
- Главы государства. Председатели КНР в 1983–2012 годах
- Главы государства. Премьеры Госсовета в 1949–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Особый административный район Макао (АОАР)
- Особый административный район Сянган (СОАР)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ в обществе
- Положение Китая в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с США
- Отношения с Японией
- Отношения с Индией
- Отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Китая в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Настоящая книга имеет своей целью возбудить у читателя интерес к истории русской ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...