Китай / Вторая Мировая Война
США и Великобритания, находившиеся с конца 1941 года в состоянии войны с Японией, начали предоставлять военную помощь гоминьдановскому правительству и оказывать на него давление, добиваясь активизации борьбы Китая против Японии. После начала войны на Тихом океане наступательные операции японских войск против освобождённых районов Китая приняли особенно большие размеры. К апрелю 1945 года в Китае насчитывалось 19 освобождённых районов с населением свыше 95 миллионов человек.
В августе 1945 года советские войска разгромили самую сильную часть японских вооружённых сил — Квантунскую армию. 2 сентября 1945 года японское правительство подписало акт о безоговорочной капитуляции. СССР, осуществляя передачу японского вооружения и промышленных технологий с ранее оккупированных Японией китайских территорий — главным образом КПК, укреплял вооружённые силы и экономический потенциал Маньчжурской революционной базы, ставшей впоследствии плацдармом.
В результате целенаправленного изучения антияпонской войны историками КНР в последние годы произошла переоценка прежних подходов к определению места и роли Гоминьдана и КПК в борьбе с японской агрессией, в которых раньше преобладала позиция противопоставления деятельности Гоминьдана и КПК на антияпонском фронте борьбы. Делается вывод об общем вкладе в победу над врагом. Признаются заслуги Гоминьдана на фронте, КПК в тылу.
После капитуляции Японии гоминьдановское руководство при поддержке США стало спешно перебрасывать свои воинские части для занятия крупных городов, ранее оккупированных японскими войсками.
КПК выдвинула предложения о создании в Китае коалиционного правительства. 28 августа — 10 октября 1945 года в Чунцине состоялись переговоры между КПК и Гоминьданом, которые завершились компромиссным соглашением. Было решено созвать Политическую консультативную конференцию (ПКК) в составе представителей КПК, Гоминьдана и др. партий, а также беспартийных общественных деятелей для решения вопроса о политическом устройстве Китая.
Однако 13 октября 1945 года правительство Чан Кайши предприняло наступление на освобождённые районы. 10 января 1946 года представители Гоминьдана и КПК подписали соглашение о прекращении военных действий. В тот же день в Чунцине открылась ПКК, которая приняла решения о реорганизации гоминьдановского однопартийного правительства в коалиционное правительство, о созыве Национального собрания и так далее. Однако в июле 1946 года войска Чан Кайши начали повсеместное наступление на освобождённые районы, что стало причиной новой гражданской войны между войсками Чан Кайши (Гоминьдан), поддержанными силами ГИТА, и Народно-освободительной армией (НОА). К осени 1949 года войска НОА взяли под контроль территорию практически всего Китая. Гоминьдан во главе с Чан Кайши бежал в островную провинцию Тайвань. 21–30 сентября 1949 года в Пекине состоялась 1-я сессия Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) — высшего органа Единого народно-демократического фронта (начал организационно оформляться в июне 1949 года), которая сформировала центральные органы власти, утвердила Общую программу НПКСК. 1 октября 1949 года в Пекине была торжественно провозглашена Китайская Народная Республика (КНР).
В конституционном развитии Китая в 1928–1949 годах воплотилось стремление к осуществлению взглядов Сунь Ятсена на развитие политической сферы, недостаточно отражённое в период власти Пекинского правительства (1912–1928 годы). Согласно Общей программе строительства государства Сунь Ятсена (1924 год), создание парламентаризма в Китае должно пройти несколько этапов и иметь свои особенности, адекватные китайской действительности. Предусматривалось прохождение через три периода «строительства государства» и формирование пяти конституционных властей:
1) военное правление, когда государственные учреждения контролируются военной администрацией и военная сила используется для объединения страны;
2) политическую опеку, когда население организует самоуправление под руководством правительства;
3) конституционное правление, когда самоуправление создано во всех уездах страны, учреждаются пять властей, после чего созывается Национальное собрание.
Система пяти властей добавляет к известным трём властям также власти экзаменационную и контрольную, уходящие своими корнями в древний Китай. Победа над бэйянскими милитаристами завершила военный период «строительства государства». Национальное правительство опубликовало принятую 3-м съездом Гоминьдана (19 марта 1929 года) Программу политической опеки, составившую основу Временной конституции периода политической опеки, провозглашённой 5 мая 1931 года, и Закон об организации Национального правительства.
Принятые документы закрепляли диктатуру правящей партийной группировки, одновременно прописывали новую структуру системы управления.
Высшим органом государственной власти Китайской Республики в период «политической опеки» объявлялся съезд партии Гоминьдан. В период между съездами верховную власть в стране должен был осуществлять ЦИК Гоминьдана.
Период прямого правления партии Гоминьдан должен был продолжаться шесть лет, начиная с 1 января 1929 года. Согласно Закону об организации Национального правительства, последнему был предоставлен ряд полномочий органа государственной власти. Национальное правительство образовывало пять палат (юаней). Законодательная палата не являлась представительным органом, формировавшимся путём выборов. Члены Законодательной палаты назначались Национальным правительством по представлению председателя Законодательной палаты. В целом гоминьдановская государственная система строилась на основе строгой иерархической подчинённости низших органов высшим и контрольных органов над другими при сохранении доминирующего положения партийной верхушки. Политическая и военная власти концентрировались в руках одного лица (Чан Кайши), являвшегося председателем Национального правительства и Военного Совета ЦИК Гоминьдана, главнокомандующим вооружёнными силами Китайской Республики.
Согласно Временной конституции, Всекитайский съезд Гоминьдана осуществлял государственную власть от имени Национального собрания.
Созыв Национального собрания, намеченный на 12 ноября 1937 года, был сорван широкомасштабной японской агрессией, и вопрос о принятии новой конституции был отложен. С началом антияпонской войны вся политическая и военная власть в стране оказалась сконцентрированной в руках главнокомандующего вооружёнными силами Китайской Республики Чан Кайши. Утвердилась монопартийная военно-бюрократическая диктатура. Определёнными прерогативами обладал Высший совет национальной обороны, ограничивший функции законодательной палаты. В 1930–1940-е годы в условиях гоминьдановской партийной опеки над обществом в Китае не могла функционировать нормальная представительная система. Не более чем прикрытием монопартийной диктатуры был и совещательный орган при центральном гоминьдановской правительстве — Национально-политический совет (НПС) (создан в июле 1938 года), официально не включённый в государственную структуру гоминьдановского Китая.
В обстановке развернувшейся в 1946 году гражданской войны Национальное правительство объявило об открытии сессии Национального собрания в Нанкине 15 ноября 1946 года. 25 декабря 1946 года Национальное собрание приняло конституцию КР, ставшую впоследствии Основным Законом Тайваня. Конституция вошла в силу ровно через год, и поэтому обычно именуется конституцией 1947 года. Она построена по известной суньятсеновской схеме, предусматривавшей четыре вида политической власти народа (выборы, отзыв, инициатива, референдум) и разделение пяти властей (законодательной, исполнительной, судебной, контрольной и экзаменационной) , каждая из которых осуществляется отраслевой палатой (юанем). При этом Законодательная палата избиралась путём прямых выборов, а Контрольная — представительными органами провинциального уровня. Одновременно провозглашалось, что народ осуществляет свою власть через избираемое им Национальное собрание.
Конституция регламентировала избирательное право китайских граждан, которое конкретизировалось в Законе о выборах и отзыве депутатов Национального собрания от 31 марта 1947 года. На основании этого Закона в 1947 году был избран 2 961 депутат Национального собрания 1-го созыва. Его первая сессия проводилась в Нанкине с 29 марта по 1 мая 1948 года. На этой сессии накануне избрания Чан Кайши Президентом были приняты Временные правила на период национальной мобилизации для подавления мятежа, предоставившие Президенту чрезвычайные полномочия, не подлежащие ограничениям. Чан Кайши был избран Президентом 18 апреля 1947 года, а 20 мая принёс официальную присягу вместе с одновременно избранным вице-президентом Ли Цзунжэнем. Однако время гоминьдановского правления в Китае было сочтено.
Реальные результаты усилий Гоминьдана модернизировать правовую систему страны оказались незначительными. Юрисдикция гоминьдановского правительства не распространялась с началом японской агрессии на оккупированные Северо-Восточный Китай и приморские районы. Различные группировки милитаристов фактически не признавали власти нанкинского правительства и издавали на подвластных им территориях собственные законы. Китай почти весь этот период сотрясала гражданская война, которая в конечном счёте способствовала поражению Гоминьдана и приходу к власти коммунистов сначала в отдельных освобождённых районах страны, также имевших своё собственное законодательство, а затем и во всей стране (за вычетом провинции Тайвань и прилегающих к ней других островов).
Освобождённые районы, контролируемые КПК, обладали определённой правовой базой, заложенной ещё на советском этапе революции в Китае. Однако они не могли создать достаточно систематизированного законодательства вследствие исторических условий своего существования.
← Назад | Вторая Мировая Война | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Первые династии Китая
- Императорский Китай
- Превращение Китая в полуколонию
- Республиканский Китай в 1912–1949 годов. Вторжение Японии. Гражданская война. Конституционное развитие
- Вторая Мировая Война
- Коммунистический Китай в 1949 году — наше время
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Председатели КНР в 1935–1982 годах
- Генеральные секретари КНР в 1956–2012 годах
- Главы государства. Председатель Центрального Народного Правительства в 1949–1954 годах
- Главы государства. Председатели в 1954–1975 годах
- Главы государства. Председатели КНР в 1983–2012 годах
- Главы государства. Премьеры Госсовета в 1949–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Особый административный район Макао (АОАР)
- Особый административный район Сянган (СОАР)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ в обществе
- Положение Китая в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с США
- Отношения с Японией
- Отношения с Индией
- Отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Китая в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге рассказывается о том, как пользоваться самыми разнообразными природными ...
Цель практикума — помочь студентам географических факультетов усвоить ...
Автор — геолог и альпинист, посетивший самые отдалённые и глухие уголки Непала, — ...