Китай / Первые династии Китая

По установившейся традиции периодизация древнекитайской истории осуществляется по временам правления династий. В конце 3-го тысячелетия до нашей эры наиболее сильные позиции на территории Китая занимали племена шан и ся, соперничавшие и воевавшие между собой. В конце XVIII столетия до нашей эры во времена правления Чэн Тана племя шан одержало решающую победу над племенем ся. Чэн Тан основал династию под названием Шан. После падения этой династии государство Шан стало обозначаться в древних источниках иероглифом «инь». В современной литературе для обозначения этого государства и исторического периода его существования используются оба названия — Инь и Шан.

В эпоху Инь (Шан) (XVIII век до нашей эры — 1122 год до нашей эры) осуществлялся процесс перехода от первобытно-общинного строя к классовому обществу. По данным археологических раскопок и гадательным записям на костях животных, первое в истории Китая государство сформировалось в конце XIV века до нашей эры. Оно занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. К этому времени относится обозначение Китая как Тянься — Поднебесная, или Чжунго — Срединная страна, в котором отражены представления древних китайцев об исключительности своего государства. В отношениях с другими племенами формировалась данническая система (получение иньскими царями дани от зависимых племён), которая с течением времени стала одним из важных атрибутов внешней политики Китая. Во главе государства стоял правитель — ван, чья власть была неограниченной и передавалась по наследству. Ван был номинальным верховным собственником всей земли, первым и самым крупным рабовладельцем и верховным жрецом. Важными достижениями этого периода были: развитие древнейшей иероглифической письменности, оросительной системы, создание календаря, по которому счёт времени определялся по 60-дневному циклу, а год состоял из 13 месяцев, определявшихся по полнолуниям. Вступление в бронзовый век ознаменовалось возникновением бронзо-литейного производства. Для этого исторического периода характерно развитие шелководства и шелкоткачества. Процветали ремесла — бронзолитейное, резчиков по кости, гончарное производство, изготовление орудий из камня. Государство Инь (Шан) вело завоевательные войны с соседними племенами, в результате чего в 1122 году до нашей эры оно было завоёвано племенем чжоу.

В эпоху Инь (Шан) были заложены первоначальные основы всех наук и видов искусств древнего Китая.

Эпоха Чжоу (XII–III века до нашей эры) подразделяется на Западное Чжоу (XII–VIII веках до нашей эры) и Восточное Чжоу (VIII–III веках до нашей эры). Династия Чжоу была основана У Ваном, разгромившим Инь и объединившим все племена и территории Северного Китая. Эпоху Чжоу характеризуют как протофеодальную, в этот период утвердился рабовладельческий строй, в недрах которого развивались тенденции феодализма. Западное Чжоу являлось самым передовым государством на территории Китая в тот период. Управление государством осуществлялось через удельных правителей. Чжоуское государство имело более совершенный, чем в эпоху Инь (Шан), аппарат управления, уголовное законодательство, войско, свои религиозные представления и идеологию. Система землевладения и землепользования соответствовала потребностям общества, одновременно отражая усилившуюся социальную дифференциацию, закреплённую в системе социальных рангов. Использование железных орудий в конце периода Западного Чжоу способствовало развитию производительных сил и ускорению кризиса рабовладельческого строя. Внутренние противоречия и постоянные войны Западного Чжоу с племенами, особенно с племенами жун и ди, подрывали его устои и стали одной из важнейших причин его гибели. Последний правитель Западного Чжоу Ю Ван (781–771) был убит жунами. Западное Чжоу распалось на отдельные царства.

Период Восточного Чжоу (770–247 годы до нашей эры) начинается с правления Пин Вана (770–720) и характеризуется переходом от сравнительно спокойного развития к бурным потрясениям в социально-экономической и политической областях. Разрушалась система родовой собственности на землю, которая заменялась системой личной собственности родов на землю, ставшей предметом купли-продажи. Влияние чжоуских ванов ослабевает, одновременно усиливается власть удельных правителей, которые лишь номинально и временно признавали главенство Чжоу. Возникшие на базе уделов царства и княжества превращались фактически в самостоятельные государства. В период Восточного Чжоу сложилась ситуация полицентризма.

История Китая VIII–V века до нашей эры известна как эпоха Лего (отдельных государств) или Чуньцю. Это название соответствует знаменитой хронике (летописи) «Чуньцю», охватывающей историю государства Лу в 722–481 году до нашей эры. В VII–VI веках до нашей эры на территории Восточного Чжоу существовало около 150 удельных княжеств и наиболее сильными были государства Ци, Сун, Цзинь, Чу и Цинь, которые боролись за гегемонию в Поднебесной.

Со временем количество враждовавших царств сократилось и их место заняли семь крупных государств: Ци, Вэй, Чжао, Хань, Чу, Цинь и Янь. Период Чжаньго (Борющиеся царства) (481 (или 403) — 221 годы до нашей эры) характеризовался ожесточённой борьбой этих семи царств за политическое доминирование. Политический процесс в целом был направлен к преодолению центробежных сил и созданию предпосылок для возникновения централизованной имперской бюрократической структуры. К III веку до нашей эры основным претендентом на объединение и власть выдвинулось государство Цинь. После многолетних войн оно подчинило себе все остальные царства. Циньский царь Ин Чжэн в 221 году до нашей эры был провозглашён «первым императором империи Цинь» (Цинь Шихуанди).

В период VI–III веках до нашей эры возникли и формировались основные идеологические течения Китая — даосизм, конфуцианство и фацзя (легизм, или «школа закона»), между которыми существовали противоречия. В борьбе за объединение Китая победили правители царства Цинь, взявшие на вооружение учение фацзя (легизм). Наиболее яркими представителями фацзя были Шан Ян (умер в 338 году до нашей эры) и Хань Фэй (III век до нашей эры). В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты выдвинули идею «юридического закона» как механизма государственного управления, Они были сторонниками сильного бюрократического государства. Сановник Циньского государства Шан Ян в целях усиления и централизации государства провёл ряд реформ: административную, налоговую и военную. Были заложены политические традиции в области управления: административное деление по территориальному принципу, управление и контроль административными единицами со стороны государственных чиновников, система круговой поруки на местах.

Идеологические течения сосуществовали и оказывали влияние на общественную жизнь, политическую систему и государственное строительство. Основоположник даосизма Лао-цзы (VI–V век до нашей эры) в своём философском трактате «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ») обличал несправедливость и насилие, одновременно проповедовал отказ от борьбы, идею «недеяния» как основного принципа социально-этической концепции даосизма. На рубеже VI–V века до нашей эры возникло конфуцианство — этико-политическое учение. Согласно учению его основателя — проповедника царства Лу — Кун-цзы (Конфуций, 551–479 годы до нашей эры), место каждого человека в обществе должно быть строго определено. Последователи конфуцианства стояли на позиции незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.


←   Назад  |   Первые династии Китая   |   Вперёд   →



 

Русские географические названия / Всякий любознательный человек интересуется, почему так, а не иначе называется какой-либо город, населённый пункт, река, озеро и тому подобное. Немало легенд о происхождении географических названий передаётся от одного поколения другому. Иногда вокруг них возникают горячие споры. Нередко рассуждают оРусские географические названия
Всякий любознательный человек интересуется, почему так, а не иначе называется ...
Человеку жить всюду / В поисках новых сырьевых и энергетических ресурсов современный человек необычайно широко расширил границы своего обитания и масштабы освоения не только всех регионов нашей планеты, но и космического пространства. 13 связи с этим перед наукой встаёт ряд требующих ответа вопросов: каковы пределы возмоЧеловеку жить всюду
В поисках новых сырьевых и энергетических ресурсов современный человек ...
Из истории изучения природы Средней Азии / Научная работа, выполненная советскими учёными по изучению природных условий, выявлению и оценке естественных ресурсов Средней Азии, чрезвычайно велика по объёму и многогранна по содержанию. В связи с этим стечением времени она становится все более трудно обозримой. Между тем, не проникнув в особеннИз истории изучения природы Средней Азии
Научная работа, выполненная советскими учёными по изучению природных условий, ...