Камбоджа / Конституционные основы, характеристика формы правления
Действующая конституция Королевства Камбоджа была принята Учредительным собранием 21 сентября 1993 года. Принятие этой конституции стало результатом двухлетней работы Учредительного собрания по согласованию интересов всех конфликтующих сторон.
Конституция Камбоджи содержит 157 статей, объединённых в 16 глав. В преамбуле заявлено отрицание и осуждение политических традиций и практик, сложившихся за последние два десятилетия. Конституция опирается на политические традиции первого монархического периода, существовавшего с 1947 по 1970 годы. Конституция в первоначальном своём варианте полностью воссоздавала политическую систему первого королевства. 4 марта 1999 года в конституцию были внесены поправки, изменившие ст. 11, 12, 13, 18, 22, 24, 26, 28, 30, 34, 51, 90, 91, 93, 136, 140, 141 и добавлявшие новые ст. с 99 по 117, связанные с формированием второй палаты парламента — Сената.
Глава 3 конституции описывает права и обязанности граждан Камбоджи. Ст. 31 вводит принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, отвергает любую форму дискриминации по национальному, гендерному, религиозному и языковому признакам, а также по социальному статусу.
Конституция гарантирует гражданам личные права и свободы. Среди них — право на жизнь и свободу личной жизни, принцип уважения к гражданину (ст. 32 и 33), уважение чести и достоинства, право на справедливое судопроизводство, принцип презумпции невиновности, право обращаться в суд с жалобами на произвол властей, тайна переписки, свобода прессы, неприкосновенность жилища, свобода слова (ст. 38–41), свобода совести и вероисповедания, равенство полов (ст. 43 и 45).
К политическим свободам, которые гарантируются конституцией, относится право равного доступа к государственной службе, пассивное и активное избирательные права (ст. 33 и 34), свобода ассоциаций (ст. 42).
В конституции зафиксированы также экономические, социальные и культурные права. Среди них — право на труд, формирование профсоюзов, социальную защиту, забастовки (ст. 36, 37), право собственности (ст. 44), запрет принудительного и рабского труда, право на защиту детей (ст. 46 и 48).
В камбоджийской конституции прописаны следующие обязанности: лояльность государству и подчинение его конституции и законам, защита отечества, уважение национального суверенитета, культуры, а также частной собственности, уважение прав детей, (ст. 47, 49 и 50).
Главы 4 (ст. 51–55) и 5 (ст. 56–64) определяют основные принципы политической (целостность территории, вечный нейтралитет, отказ от обладания оружием массового уничтожения и так далее) и экономической (основы финансовой системы, закрепление природных ресурсов в государственной собственности, принципы рыночной экономики, запрет торговли наркотиками и так далее) жизни государства.
Глава 6 (ст. 65–75) закрепляет принципы образовательной, культурной и социальной политики.
Помимо компетенций органов государственной власти в конституции зафиксированы принципы административно-территориального устройства (ст. 145–146), а также способы пересмотра и внесения поправок в конституцию (ст. 150–153). Инициатива изменения конституции может исходить от короля, премьер-министра или 1/4 депутатов Национального собрания или сенаторов. Поправки или новая конституция принимаются 2/3 депутатов Национального собрания. Пересмотр конституции, направленный на ликвидацию демократических принципов или прав и свобод граждан, запрещён (ст. 154–157).
Камбоджа является парламентской конституционной монархией. Согласно гл. 2 (ст. 7–30), конституции главой государства является король. Король Камбоджи избирается пожизненно Советом Трона из числа представителей королевской династии, достигших 30 лет. В Совет Трона входят (ст. 13) председатели Сената и Национального собрания, по два их заместителя, премьер-министр, главы монашеских орденов Моханикай и Таммайут. Согласно ст. 7, «Король царствует, но не правит». Королю предоставляются символические права, такие как право назначать главу правительства, подписывать международные договоры, подписывать законопроекты (отсутствует право вето), вручать государственные награды и так далее. Подчёркивается, что все эти права осуществляются королём с согласия и по рекомендации правительства, Национального собрания и Сената.
Однако король обладает высоким авторитетом в камбоджийском обществе, что позволяет ему принимать активное участие в качестве «третейского судьи» при разрешении внутриполитических кризисов. Согласно ст. 132 и 133 гл. 11, король является также гарантом независимости судебной власти и председателем Верховного магистратского суда.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Юго-Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Ранние индуистские государства
- Эпоха Ангкорской династии
- Утверждение буддизма в качестве государственной религии
- Французский протекторат
- Период борьбы за независимость
- Королевство Камбоджа
- Кхмерская Республика
- Правление «красных кхмеров»
- Народная Республика Кампучия
- Восстановление монархии в Камбодже
- Переворот 1997 года и стабилизация ситуации
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (монархи) в 1993–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1993–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Представительство политических партий в Национальной Ассамблее по итогам выборов 2008 года
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Положение и роль СМИ
- Положение Камбоджи в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Кабоджи в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Санкт-Петербург, 1909. Типография Тренке и Фюсно. Оригинальная обложка наклеена на ...
Подкаменная Тунгуска является третьим по величине притоком Енисея после Ангары и ...