Камбоджа / Утверждение буддизма в качестве государственной религии

Восстановление независимости Камбоджи связано с первым правителем буддистом (махаянского направления) Джаяварманом VII (1181–1220 годах). После победы над Тямпой он последовательно строил по всей стране буддистские святилища и монастыри, соединённые сетью мощённых камнем дорог. При некоторых монастырях создавались больницы. Был восстановлен Ангкор Ват, построены новая столица Ангкор-Тхом и храм Байон. Была упорядочена иерархическая структура общества: правитель оставался божеством, ему принадлежали вся земля и все подданные; далее следовала страта жрецов и чиновников (около 4 тыс. человек), затем общинники и рабы.

После смерти Джаявармана VII начинается постепенный упадок государства. Джаяварман VIII (1243–1295 годах) пытается восстановить индуизм в качестве государственной религии, но это привело лишь к ещё большему ослаблению центральной власти. После длительной междоусобной войны Ангкорская династия прекратила своё существование, и к власти пришла новая династия во главе с королём Чаем (1336–1340 годах). В Камбодже утвердился буддизм хинаянского направления.

В начале XIV века вокруг Камбоджи сформировалась несколько новых централизованных государств. Лаосское государство Лансанг с 1350 года стало претендовать на земли, которые на сегодняшний день расположены на юге Лаоса.

Сиам в 1353 году захватил столицу Ангкор, которая была возвращена кхмерами в следующем году, но оказалась опустошённой. В 1431–1432 годах Сиам захватывает столичный Байон и земли, расположенные на северо-западе Камбоджи. По этой причине кхмеры перенесли центр государства в долину реки Меконг, столицей стал город Пномпень.

Лишь на несколько лет в середине XVI века кхмеры смогли вернуть северо-запад страны после победы над Сиамом совместно с правителями бирманских государств.

Король Анг Чан (1516–1566 годах) перенёс столицу из города Пномпень в город Ловек, расположенный на важнейших торговых путях. В конце XVI — начале XVII века Камбоджа переживала последний период расцвета. В это время она поддерживала торговые отношения с Китаем, индонезийскими государствами, Малайей, Японией, арабскими государствами, Испанией и Португалией.

Тем не менее под натиском Сиама территория Камбоджи постепенно сокращалась. Король Сатта (1576–1594 годах) набирал свою охрану из испанцев и португальцев, а в 1593 году попросил испанского губернатора Филиппин о помощи в борьбе с Сиамом. В 1594 году Ловек был взят сиамцами. 120 испанских пехотинцев прибыли в Камбоджу только в 1597 году, разбили сиамскую армию и один год продержались в Ловеке, посадив на престол одного из сыновей Сатта.

После того как в начале XVII века на территории современного Вьетнама образовалось два независимых друг от друга княжества, Камбоджа стала предметом борьбы между Сиамом и южным вьетнамским княжеством Дангчаунг. Эта борьба шла с переменным успехом.

Подходы двух этих государств к господству над Камбоджей различались. Сиам делал ставку на сохранение правящей династии и подчинение с помощью общей религии и культуры. Дангчаунг стал проводить ассимиляторскую политику. С XVII века в Камбоджу направлялись тысячи вьетнамских переселенцев.

Камбоджа никогда не прекращала существовать как независимое государство с собственными государственными институтами. Но, во-первых, она постоянно находилась в вассальной зависимости от одного из своих соседей или от обоих, а во-вторых, произошла децентрализация государства. Столица государства была перенесена в город Удонг к югу от Ловека.

В 1623 году Вьетнам приступил к борьбе за дельту реки Меконг и тем самым лишил Камбоджу выхода к морю. Внешняя торговля стала для Камбоджи возможной только с разрешения правителей Вьетнама. В 1779 году Сиам аннексировал три провинции на севере Камбоджи.

С 1841 до 1842 годы между Сиамом и Вьетнамом велась война за право контролировать Камбоджу. По мирному договору, был установлен двойной сюзеренитет Вьетнама и Сиама над страной. Подобный режим позволил Королю Анг Дуонгу (1848–1859 годы) поддерживать относительную независимость государства.

В 1856 году Удонг посетила с официальной миссией французская делегация. А в 1863 году наследник Анг Дуонга — Нородом (1859–1904 годы) подписал с Францией договор о взаимопомощи, при этом Камбоджа официально провозглашалась сферой влияния Франции. В июне 1864 года Нородом заключил с Францией договор, по которому было отменено рабство, вводилось право частной собственности, а в каждом крупном камбоджийском населённом пункте создавалась французская администрация.

После небольшого конфликта между Францией и Сиамом в 1867 году Сиам отказался от своих прав в Камбодже по договору 1842 года (южная часть Вьетнама стала французской колонией в 1862 году), но взамен получил камбоджийские провинции Баттамбанг и Сиемреап. В том же году в Камбодже с помощью французских войск были подавлены антиправительственные восстания. Столица была перенесена в город Пномпень.


←   Назад  |   Утверждение буддизма в качестве государственной религии   |   Вперёд   →



 

Тайны третьей планеты / Что такое планета Земля — космическое тело, или гигантский саморегулирующийся организм? По каким неведомым законам сменяются на ней геологические эпохи, эры благоденствия и катастрофы? Что явилось причиной возникновения жизни на Земле? Вопросы, которые испокон веку волновали учёных и мыслителей... ОТайны третьей планеты
Что такое планета Земля — космическое тело, или гигантский саморегулирующийся ...
Динамика моря / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Госиздат»).Динамика моря
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
Почвы Волго-Ахтубинской поймы / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Областное книгоиздательство»).Почвы Волго-Ахтубинской поймы
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...