Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Казахстан / Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Казахстан является членом более 40 международных организаций, в том числе ООН и ряда её специализированных учреждений (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ИКАО и др.); МАГАТЭ; МБРР; МВФ; МФК; ЕБРР; Азиатского банка развития; ОЭС; ОИК; ОБСЕ; СНГ; ШОС; ОДКБ; Группа ядерных поставщиков; Совет евро-атлантического партнёрства и др. Казахстан участвует в программе «Партнёрство ради мира».

Казахстан имеет статус наблюдателя в ВТО и Движении неприсоединения.

Внешняя политика Казахстана основана на принципах открытости, миролюбия, сбалансированности и последовательности. Дипломатические отношения установлены с более чем 100 государствами мира.

Основными внешнеполитическими контрагентами являются Россия, Китай, США, укрепляется двустороннее сотрудничество с Великобританией, Германией, Францией, с рядом стран СНГ — Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, среднеазиатскими республиками.

На азиатском направлении принципиальное значение для Казахстана имеют связи с Китаем (КНР), который по праву считается одним из геополитических центров мира XXI века. С Китаем на двусторонней основе подписано большое число договоров и соглашений, в том числе по пограничным вопросам, экономическому сотрудничеству, научно-техническому и культурному обмену, в том числе Совместная декларация об установлении и развитии стратегического партнёрства (2005 год) и Стратегия сотрудничества в XXI веке (2006 год). Развивается сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На состоявшемся в Астане в начале июля 2005 года саммите ШОС была принята «Концепция сотрудничества членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Помимо антитеррористической деятельности в рамках ШОС проявляются новые аспекты сотрудничества — энергетический и экономический. Казахстан и Китай уже реализуют крупный проект по строительству трубопровода в Западный Китай (Китай заинтересован в энергетических ресурсах Казахстана), но в целом Казахстан (как и Россия) пока не готов к реализации идеи официального Пекина о создании зоны свободной торговли, поскольку это подорвёт эффективность создаваемого режима единого экономического пространства с Россией, Белоруссией и, возможно, Украиной.

В начале 1994 года был. подписан Договор о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) между Казахстаном и Узбекистаном (к договору позже присоединился Кыргызстан). Однако, несмотря на комплекс мер, который удалось согласовать на межправительственном уровне, эта интеграция не принесла ощутимых результатов.

Казахстан активно участвует в региональном сотрудничестве в Центральной Азии. В октябре 1992 года Казахстан стал членом Организации экономического сотрудничества (ОЭС), основанной в 1977 году Ираном, Пакистаном и Турцией. В 1992–1993 годах к ней присоединились Афганистан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Азербайджан.

В декабре 1995 года Казахстан вступил в Организацию Исламская конференция (ОИК), что открыло возможность привлечения в страну финансовых ресурсов Исламского банка развития (ИБР).

Взаимоотношения с США и странами ЕС (Германия, Франция, Великобритания и так далее) превращаются в ряд конкретных направлений национальной внешней политики. Отправным пунктом начала взаимоотношений Казахстана с ведущими экономически развитыми государствами мира по праву считается вашингтонская встреча на высшем уровне (февраль 1994 года). Личные контакты президентов двух; стран в немалой степени способствовали формированию и закреплению в США и во всем мире имиджа Казахстана как надёжного партнёра.

Казахстан полностью и в срок выполнил свою часть уточнённого договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, первоначально подписанного президентом США Дж. Бушем-старшим и лидером СССР М. С. Горбачёвым, реализация которого вызывала серьёзные опасения США в связи с развалом СССР. В целом, официальный Вашингтон не вмешивается в процессы «демократического» строительства в Казахстане, если не считать, что в 1999–2000 годах Министерство юстиции США проводило расследование фактов получения казахстанскими официальными лицами взяток от американских и европейских нефтяных компаний, в связи с чем Швейцария блокировала доступ к счетам конкретных лиц из Казахстана (на сумму примерно 10 миллионов долларов).

Дипломатические отношения между Россией и Казахстаном установлены 22 декабря 1992 года.

Казахстан и Россия рассматривают друг друга в качестве самых близких партнёров на постсоветском пространстве. Примечательно, что Казахстан не опасается тесной интеграции с Россией, вплоть до создания наднациональных органов, видя в подобном союзе гарантию от экспансии Китая в Среднюю Азию, которая потенциально может угрожать казахстанской государственности.

Весной 1994 года в рамках Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и РФ был подписан пакет из 22 договоров и соглашений, в том числе 4 договора на уровне глав государств (договоры о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции; о военном сотрудничестве; соглашения об основных принципах использования космодрома Байконур и Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса граждан обеих стран).

Военное сотрудничество с РФ имеет принципиальное значение для Казахстана, поскольку республиканская армия уступает количественно и качественно уровню российской армии. Казахстан полагается на военно-техническое сотрудничество с Россией как на механизм поддержания на должном уровне боеспособности своей армии.

Доверительный характер отношений между лидерами двух стран — Н. Назарбаевым и В. В. Путиным — позволяет эффективно решать «деликатные» вопросы двустороннего сотрудничества. Президентов двух стран сближает схожесть подходов к оценке демократии и неприятие экспорта «цветных революций». Оба лидера приветствовали создание в июле 2005 года Евразийского банка развития со взносами России в его уставной фонд в размере 1 миллиард долларов США и Казахстана — 0,5 миллиарда долларов, а также расширение полномочий Суда ЕврАзЭС.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Мир живого: системность, эволюция и управление / В книге на основе обобщения современных идей и научных открытий автор рассматривает вопросы сущности жизни и её носителей, структуры и функции живого, отношения организма и среды, эволюции (динамики) живых систем. Большое внимание уделяется генетическим аспектам, механизмам управления организмом, роМир живого: системность, эволюция и управление
В книге на основе обобщения современных идей и научных открытий автор ...
Минералы и горные породы СССР / Познавательный справочник-путеводитель посвящён минералам и горным породам, распространённым на территории нашей страны. Книга предназначена для туристов, краеведов, участников геологических походов, школьников и всех любознательных людей, находящих удовольствие в пользу в общении с миром природы. ВМинералы и горные породы СССР
Познавательный справочник-путеводитель посвящён минералам и горным породам, ...
Чехословакия / Рассказывается о Чехословакии — сравнительно небольшой, но многоликой социалистической стране в центре Европы. Очаровательна неброская красота её природы. Большой интерес вызывают памятники истории и культуры, которыми изобилуют города республики. Широко показаны современная жизнь этой высокоразвитоЧехословакия
Рассказывается о Чехословакии — сравнительно небольшой, но многоликой ...