Казахстан / НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
Корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния играют существенную роль в политическом процессе в Казахстане, что «дополняет консенсусно-иерархические традиции» казахстанского общества (по версии Н. Назарбаева).
В Казахстане действует Республиканская трёхсторонняя комиссия по социальному партнёрству и регулированию социально-экономических и трудовых отношений (в соответствии с законом «О социальном партнёрстве в Республике Казахстан»). В ней представлены правительство; Федерация профсоюзов Республики Казахстан и Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана; Конфедерация работодателей Республики Казахстан и Конгресс предпринимателей Казахстана. Вырабатываемые ею генеральные соглашения имеют статус правовых актов, устанавливающих «общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в республике, для достижения политической стабильности, согласия и консолидации в обществе». В генеральном соглашении на 2005–2006 годов со стороны профсоюзов представлена также Конфедерация труда Казахстана, а со стороны работодателей — Евразийская промышленная ассоциация и Союз товаропроизводителей и экспортёров Казахстана. По данному соглашению стороны взяли на себя довольно большие обязательства в области социально-трудовых отношений, охраны труда и здоровья, осуществления социальной политики (в частности, не должна допускаться дискриминация казахстанских работников иностранными и отечественными инвесторами), в области экономической политики (например, совместно участвовать в повышении конкурентоспособности экономики, обеспечении динамичных и устойчивых темпов роста совокупного ВВП и тому подобного).
Большинство профсоюзов Казахстана объединены в две организации — Конфедерацию свободных профсоюзов Казахстана (КСПК) и Федерацию профсоюзов Республики Казахстан (ФПРК). Общая численность членов ФПРК — около 3 млн человек, или 87,9 % всех работающих (на 1999 год).
Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана включает в свой состав ассоциацию профсоюзов лётного состава гражданской авиации; ассоциацию профсоюзов горняков; профсоюз работников здравоохранения; профсоюз работников образования и ещё 86 профсоюзов из разных отраслей национального хозяйства. В рядах КСПК — более 500 тысяч человек.
Фактически многие партии являются ничем иным как группами интересов и группами влияния. Так, поддерживающая президента Гражданская партия представляет собой влиятельную политическую группу, выражающую интересы казахстанских промышленников, в частности Евразийской промышленной корпорации, создающей почти 20 % ВВП страны.
Характерной чертой нынешнего этапа взаимодействия/соперничества политико-экономических групп интересов и влияния является то, что в него втянута и оппозиция, и основой этой схватки является её межклановый (внутриэлитный) характер.
На уровне официальных деклараций и документов, в частности в программе «Казахстан-2030», гражданскому обществу отводится весьма важная роль в достижении «демократизации общества» и «правления по закону». Однако на практике положение независимых СМИ, фактическая цензура и особенности законодательства по регулированию публичной сферы, усиливающаяся апатия граждан являются серьёзными препятствиями на пути оздоровления публичной сферы и развития гражданского общества.
Введённый в действие в 1998 году закон об общественных ассоциациях серьёзно ограничивает свободу собраний и предусматривает разрешительный порядок их проведения. Участие в несанкционированных собраниях и митингах может привести к аресту, заключению под стражу или штрафу. Статья 337 УК предусматривает серьёзное наказание за участие в незарегистрированных общественных организациях.
Создание организаций на этнических основаниях, имеющих целью политическую деятельность, запрещено. Конституция разрешает этническим группам создание национальных культурных центров для сохранения культурного наследия.
В Казахстане, являющемся светским государством, гарантируется свобода вероисповедания. В системе органов исполнительной власти существует государственный совет по делам религиозных объединений (в стране насчитывается 1 150 мусульманских и 229 русских православных общин).
Законодательство, регулирующее религиозную свободу, требует обязательную государственную регистрацию религиозных миссионерских организаций, запрещает «несанкционированную прозелитистскую активность» и деятельность мусульманских фундаменталистских организаций.
Правительство страны до последнего времени воздерживалось от активного вмешательства в деятельность НПО. Основными направлениями деятельности НПО (часто в содружестве с правительством) являются подготовка специалистов для осуществления экономических и политических реформ, в первую очередь реформы избирательной системы. Правительство более настороженно относится к деятельности НПО, которые занимаются защитой прав человека или вопросами нацменьшинств.
В последнее время власти пытаются процедурными мерами продемонстрировать свою озабоченность дальнейшим развитием НПО. Так, в июне 2005 года Н. Назарбаев обратился в Конституционный Совет по поводу соответствия конституции принятого парламентом закона «О деятельности филиалов и представительств иностранных и международных некоммерческих организаций на территории Республики Казахстан». В соответствии с этим законом вводится, в частности, обязательная аккредитация филиалов иностранных НКО в министерстве юстиции.
← Назад | НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- История Казахстана с древности до XVIII века
- Вхождение казахов в состав Российской империи
- Казахстан в советский период
- Казахстан в период перестройки и на рубеже XIX–XX веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (президент) в 1990–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1991–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Конфликт между казахами и русскими
- Конфликт между казахами и этническими немцами
- Казахско-уйгурский конфликт
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в нижней палате по итогам парламентских выборов в Мажилис в 2007 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Казахстана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Казахстана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Настоящая работа является естественным продолжением книги автора «Климат ...
Автор посетил Конго-Браззавиль, где провёл своё детство. Он прошёл по большим ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года ...