Казахстан / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
Согласно ст. 5 конституции, в Республике Казахстан признается идеологическое и политическое многообразие и не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий. Иначе говоря, формально декларируется отказ от восстановления политической системы советского периода с одной правящей партией и подавлением оппозиции.
В целом, в конституции Казахстана в самом общем виде обозначены ориентиры на создание эффективного рынка, политический и идеологический плюрализм, создание сильного государства. Такой подход предопределяет некоторую «размытость» политико-идеологических позиций властной элиты, отказ от чёткого формулирования официальной идеологии.
В настоящее время политико-идеологические конфликты и расколы, которые бы угрожали целостности политической системы, в Казахстане отсутствуют или не являются значимыми.
Разделение в партийной системе на пропрезидентские (проправительственные) и оппозиционные партии и движения определяется преимущественно неидеологическими факторами, например, личными амбициями недавних соратников Н. Назарбаева (в том числе бывшего генерального прокурора страны и бывшего спикера Мажилиса парламента Ж. Туякбая, бывшего премьер-министра А. Кажегельдина и др.), которые позиционируют себя в качестве приверженцев демократии.
Программам основных общенациональных партий и движений Казахстана — как проправительственным, так и оппозиционным — присуще наличие двух общих моментов: национализма и ориентации на развитие.
Национализм (как общий элемент) базируется на следующих постулатах — экономическая независимость, политический суверенитет, предусматривающий высокую степень региональной и евразийской (в первую очередь с Россией) интеграции плюс многовекторная самостоятельная внешняя политика. Для идеологии правящей партии «Нур Отан» и поддерживающих президентский курс партий характерна смягчённая версия национализма, означающая строительство многонационального государства с обеспечением прав всех этнических сообществ, но на унитарной основе. Декларируемые конституцией равные права этнических групп, как указывается в умеренно националистических программах, могут быть обеспечены на основе укрепления единой государственности и устранения причин этнических разногласий.
Основу руководства оппозиционной партии Демократический выбор Казахстана (ДВК), которая была ликвидирована в январе 2005 года решением суда, составляли так называемые «младотурки» (так их характеризовали некоторые западные эксперты), настаивавшие на внедрении для республики новотюркской модели развития, предусматривающей большую экономическую либерализацию и децентрализацию, а в области национальной политики — более жёсткую версию национализма (впоследствии несколько смягчённую). В связи с запретом ДВК её идеология фактически стала основой деятельности оппозиционного движения «За справедливый Казахстан», с той лишь разницей, что последнее позиционируют себя в качестве «жертвы режима» и декларирует в качестве главной цели демократические изменения в республике.
По экспертным оценкам, более значительную роль политико-идеологический фактор играет для левоцентристских и левых партий. В целом, они выступают против приватизации и курса либеральных реформ. Что же касается требований левых активизировать деятельность государства для обеспечения социальной поддержки широких масс, то они опосредованно усиливают позиции нынешней власти, как раз и придерживающейся курса на усиление роли государства в социально-экономическом развитии.
Однако политический класс Казахстана осознал необходимость формулирования национальной идеи, которая бы легитимизировала его власть и реализуемую модель социально-экономического и политического развития. Необходимость национальной идеи определяется также многосоставным характером казахстанского общества, наличием значительного национального меньшинства, ориентированного на Россию. Роль генератора национальной идеи взял на себя президент Н. Назарбаев.
На основе официальных документов (конституция, программы партий и ежегодные послания президента, а также книги Назарбаева) можно выделить следующие компоненты фактически существующей национальной идеи:
1. Националистический. Предусматривает последовательное отстаивание политического и экономического суверенитета Казахстана, сохранение его территориальной целостности, проведение независимой прагматичной внешней политики; увеличение национальной (казахской) компоненты в государственном управлении при уважении законных интересов и прав других этнических групп. Националистический компонент тесно связан с евразийской идеей Назарбаева, которая может быть реализована только при тесном взаимодействии с Россией, достижении такого уровня интеграции, при котором возможно создание наднациональных органов. Однако казахстанская идентичность не должна раствориться в предлагаемом Н. Назарбаевым Евразийском Союзе.
2. Девелопменталистский (связанный с развитием). Главная цель — превращение Казахстана в высокоразвитое в политическом и экономическом отношении государство (концепция «Казахстанского Барса», или «Казахстан-2030»), способное по уровню развития быть таким же, как «азиатские тигры» — Сингапур, Малайзия. Выдержка из послания президента Н. Назарбаева народу Казахстана 10 октября 1997 года: «Казахстанский Барс будет обладать и западной элегантностью, помноженной на передовой опыт развития, и восточной мудростью и выносливостью. Он будет един в своих устремлениях, победах и неудачах со своими братьями, вскормленными одной матерью — Узбекским, Киргизским и другими центрально-азиатскими барсами и будет гордиться их ростом и достижениями...» и далее — «Казахстан-2030, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя регионами — Китаем, Россией и мусульманским миром». Отражением этого направления является и выдвинутая Н. Назарбаевым в послании народу Казахстана в марте 2006 года идея о вхождении Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
3. Демократический. В концепции «Казахстан-2030» принципы развития политической системы республики в направлении демократии обозначаются весьма схематично. Очевидно, что в планы нынешней политической элиты простое повторение западных политических институтов не входит. На данном этапе развития главенствующая роль отводится государству, под началом которого решаются другие задачи, в том числе по совершенствованию «сверху» общественных отношений. В концепции «Казахстан-2030» это изложено следующим образом: «Наша стратегическая задача — единство многочисленных групп населения, разумное сочетание личностных и общественных начал, что дополняет консенсусно-иерархические традиции нашего общества. Общество, в котором небольшая группа богатых сильно оторвана от большой группы бедных людей, никогда не выживет и не будет процветать. Нет будущего и у страны, где различные этнические и религиозные группы имеют разные права, где одним предоставляются возможности, а другим нет, где политические партии и движения „тянут“ в прямо противоположные стороны, где имеются огромные дисбалансы между свободой и ответственностью средств массовой информации, либерализмом и демократией и силой государства. Одну крайность мы уже испытали, не впасть бы в другую. Я думаю, что понимание этих здравых вещей уже закрепилось в общественном сознании».
По словам Н. Назарбаева, принятая в стране модель развития «должна отражать конвергенцию различных моделей общественного развития. Согласно конституции Казахстана мы строим социально-рыночную экономику. Это именно то, что нам нужно. Наша модель будет определять наш собственный путь развития, сочетая в себе элементы остальных моделей, но опираясь в основном на наши специфические условия, историю, новую гражданственность и устремления, учитывая конкретность этапов развития» (Назарбаев Н. Евразийский Союз: Идеи, практика, перспективы. 1994–1997. Москва, 1997).
Синтез национализма и евразийской идеи, потенциально привлекательной для других национальных общин, способствует установлению достаточно прочного межнационального и межконфессионального мира.
← Назад | Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- История Казахстана с древности до XVIII века
- Вхождение казахов в состав Российской империи
- Казахстан в советский период
- Казахстан в период перестройки и на рубеже XIX–XX веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (президент) в 1990–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1991–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Конфликт между казахами и русскими
- Конфликт между казахами и этническими немцами
- Казахско-уйгурский конфликт
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в нижней палате по итогам парламентских выборов в Мажилис в 2007 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Казахстана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Казахстана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге известного популяризатора, доктора биологических наук П. И. Мариковского ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...
Предлагаемая вниманию читателей книга — своего рода летопись геологических ...