Казахстан / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
Согласно ст. 3 конституции, государственная власть в Казахстане едина, осуществляется на основе конституции и законов в соответствии с принципом её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов.
Согласно ст. 40, президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
Президент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет (до изменений 2007 года — семь лет). Согласно ст. 42, одно и то же лицо не может быть избрано президентом республики более двух раз подряд, однако данное ограничение не распространяется на первого президента Республики Казахстан.
Полномочия президента весьма широки и охватывают сферы исполнительной и законодательной власти. Например, согласно ст, 64, правительство, осуществляющее исполнительную власть и возглавляющее систему исполнительных органов, во всей своей деятельности ответственно перед президентом, а в случаях, предусмотренных конституцией (каждая из палат парламента по итогам заслушивания отчёта члена правительства большинством голосов от общего числа депутатов палаты вправе принимать обращение к президенту об освобождении от должности члена в случае неисполнения им законов, и если президент отклоняет такое обращение, то депутаты большинством голосов от общего числа депутатов палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед президентом вопрос об освобождении от должности члена правительства, и только в этом случае президент освобождает от должности члена правительства), — перед Мажилисом парламента и парламентом. Президент, располагающий правом законодательной инициативы, на основе и во исполнение конституции и законов издаёт указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Согласно ст. 61 конституции, президент имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении парламентом настоящего требования президент вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия парламентом нового закона в установленном конституцией порядке.
Согласно ст. 47, президент может быть досрочно освобождён от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании палат парламента большинством не менее трёх четвертей от общего числа депутатов каждой из палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Президент несёт ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешён от должности парламентом. Но сама процедура отстранения довольно сложна, и окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании палат парламента большинством не менее трёх четвертей от общего числа голосов депутатов каждой из палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Таким образом, конституция не наделяет парламент эффективными рычагами влияния на президента. Напротив, согласно ст. 63 конституции, президент после консультаций с председателями палат парламента и премьер-министром может распустить парламент или Мажилис парламента.
Особое место среди ветвей власти занимает Конституционный Совет, который состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-президенты. Председатель Конституционного Совета назначается президентом, и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим. Два члена Конституционного Совета назначаются президентом республики, по два члена Конституционного Совета назначаются соответственно сенатом и Мажилисом. Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года (ст. 71).
Согласно ст. 72 конституции, Конституционный Совет по обращению президента, председателя сената, председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов парламента, премьер-министра: решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов президента, депутатов парламента и проведения республиканского референдума; рассматривает до подписания президентом принятые парламентом законы на их соответствие конституции республики; рассматривает на соответствие конституции принятые парламентом и его палатами постановления; рассматривает до ратификации международные договоры на соответствие их конституции; даёт официальное толкование норм конституции; даёт заключения в случаях реализации процедуры отрешения президента от власти.
Собственно судебная ветвь власти представлена Верховным Судом и местными судами. Согласно ст. 82 конституции, председатель и судьи Верховного Суда избираются сенатом по представлению президента, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета. Председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности президентом по рекомендации Высшего Судебного Совета, который состоит из председателя и других лиц, назначаемых президентом.
В целом, декларируемое конституцией разделение властей является неполным и на практике приводит к частому применению президентом режима «ручного управления», то есть его прямому вмешательству в деятельность законодательной и судебной ветвей власти.
← Назад | Разделение и взаимодействие различных ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- История Казахстана с древности до XVIII века
- Вхождение казахов в состав Российской империи
- Казахстан в советский период
- Казахстан в период перестройки и на рубеже XIX–XX веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (президент) в 1990–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1991–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Конфликт между казахами и русскими
- Конфликт между казахами и этническими немцами
- Казахско-уйгурский конфликт
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в нижней палате по итогам парламентских выборов в Мажилис в 2007 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Казахстана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Казахстана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1913 года ...
В новой книге известного географа В. А. Анучина рассматриваются актуальные ...
Предлагаемая читателю монография посвящена исследованию природных ресурсов ...