Йемен / Особенности партийной системы
После объединения в ЙР возникло более 40 политических партий, многие из которых впоследствии перестали функционировать. Деятельность политических партий в Йемене регламентируется Законом о партиях и политических организациях от 10 октября 1991 года. Закон определяет партию или политическую организацию как «группу йеменских граждан, которые разделяют общие принципы и цели в рамках конституционной законности и осуществляют политическую и демократическую активность с целью осуществления перехода власти или участия в ней мирными способами» (ст. 2).
Партии и политические организации «должны работать во благо политического, экономического и культурного прогресса, в направлении укрепления национального единства с помощью демократических практик в соответствии с конституцией» (ст. 7). Их принципы, цели и способы деятельности «не должны противоречить исламским принципам и ценностям, суверенитету, целостности и единству страны, республиканской системе, целям и принципам Сентябрьской и Октябрьской революций и конституции, сплочённости йеменского общества, основным правам и свободам человека, международным документам о правах человека, принадлежности йеменского общества к арабской и мусульманской нациям». Они не могут создаваться «на региональной, племенной, религиозной, классовой, профессиональной, гендерной или расовой основе», «организовывать собственные вооружённые формирования, прибегать к насилию и угрозам, включать в программы или литературу положения, способные провоцировать насилие или создание силовых структур» и являться «филиалами иностранных политических структур» (ст. 8).
Лицензии на партийную деятельность предоставляются Комитетом по делам партий и политических организаций, в состав которого входят государственный министр по делам парламента, министр внутренних дел, министр юстиции и четверо беспартийных из числа юристов и незанятых судей. Численность партии не может быть менее 2 500 человек. Партии могут рассчитывать на правительственное финансирование: 25 % предоставляемой суммы делятся в равных долях между всеми представленными в парламенте партиями, а 75 % делятся между партиями пропорционально полученному количеству голосов (исключая те, что получили менее 5 %). Фактически это означает финансирование только парламентских партий, так как на выборах 2003 года только 4 партии обеспечили поддержку более 1 % избирателей.
В настоящее время в ЙР действуют более 20 политических партий, в ряде случаев образующих политические коалиции. В парламентских выборах 2003 года приняла участие 21 партия, однако в Палату представителей прошли кандидаты только 5 партий: Всеобщего народного конгресса, Йеменского объединения в защиту реформ, Йеменской социалистической партии, Насеристская народная юнионистская организация и Арабская социалистическая партия возрождения.
Всеобщий народный конгресс (ВНК) (араб., аль-Муатамар аш-Шаабий аль-Ам). Правящая партия, до объединения страны единственная легальная политическая структура в ЙАР. Впервые ВНК был созван в августе 1982 года как консультативный орган, члены которого представляли все административные районы страны (700 кандидатов избраны и около 300 назначены президентом). В частности, он обсуждал текст Национальной хартии, организовывал различные семинары в правительственных структурах. Никакими реальными полномочиями в течение многих лет конгресс не обладал. Формирование политической партии началось только в 1990 году после объединения страны. В неё вошли военнослужащие, практически все руководители центральных и местных органов власти севера страны, а также лояльные президенту племенные вожди. ВНК не имеет чёткой организационной структуры и политической программы. В своих манифестах он провозглашает приверженность принципам Сентябрьской революции 1962 года, конституции, ценностям ислама и патриотизма. Как партия консервативного толка выступает в защиту национального единства, суверенитета, демократии, светского государства и общественного порядка. Является единственной силой, полностью поддерживающей либеральную экономическую политику президента и правительства. Выражает прежде всего интересы государственных служащих, части племенной знати, а также военных и крупных предпринимателей. Руководители местных органов власти, являющиеся членами партии, часто выступают в роли защитников местных интересов, что обеспечивает стабильную поддержку партии на выборах, но не способствует единству страны. Председатель партии — Президент ЙР Али Абдалла Салех.
Йеменское объединение в защиту реформ («Ислах») (араб., ат-Таджамму’ааль-Йаманийлиль-Ислах). Религиозно-политическое движение фундаменталистского толка, которое было создано в сентябре 1990 года. В него вошли представители различных групп населения: от племенных лидеров и религиозных деятелей до городской бедноты и бывших феодалов Южного Йемена, лишённых прав собственности в ходе реформ. В «Ислах» можно выделить три основных течения: салафиты (консерваторы-традиционалисты), харизматическим лидером которых был шейх Абдалла бен Хусейн аль-Ахмар из конфедерации племён хашид, и две группировки «Братьев-мусульман», одна традиционного образца (Ясин аль-Кубати), другая более радикальная (Абдель Маджид аз-Зиндани). После смерти шейха аль-Ахмара в декабре 2007 года движение испытывает проблемы в сфере руководства. «Ислах» провозглашает себя консервативной партией традиционных исламских ценностей и выступает за усиление исламизации всех сторон жизни в стране. По многим вопросам одобряет политический курс президента Салеха. Пользуется поддержкой влиятельных кругов Саудовской Аравии.
Йеменская социалистическая партия (ЙСП) (араб., аль-Хизб аль-Иштиракийа аль-Йаманийа). Партия основана в 1978 году на базе Объединённой политической организации Национальный фронт, которая возникла в 1975 году в результате слияния трёх партий левой ориентации. Согласно программе партии её идейно-политической платформой был научный социализм. После прекращения экономической помощи из СССР и объединения Йемена объявила об отказе от своего марксистского прошлого и в качестве новой идеологической платформы избрала социал-демократическую доктрину. Политически ЙСП провозглашает приверженность идеалам единства, демократии, социальной справедливости и модернизации, выступает за свободную рыночную экономику и избирательную либерализацию, государственное регулирование в отдельных отраслях экономики и создание системы социальной защиты, способной облегчить последствия экономических преобразований. На парламентских выборах в 1993 году социалисты получили 56 мест в Палате представителей (18,9 % голосов). В 1994 году руководство партии возглавило движение за отделение Южного Йемена. После окончания гражданской войны в августе 1994 года в Дамаске состоялось заседание Политбюро ЦК ЙСП, которое приняло резолюцию, признавшую объявление независимости ошибкой. В сентябре 1994 г. ЦК ЙСП на своём заседании в Сане избрал Али Салеха Обейда Мукбиля новым генеральным секретарём и удалил из рядов партии Аль-Бейда и других видных членов, поддержавших попытку сецессии.
Партией была предложена программа политических реформ, направленных на национальное примирение, строительство современного правового и демократического государства и борьбу с коррупцией. Однако, столкнувшись с давлением со стороны правительства и исламистских сил, ЦК ЙСП в марте 1997 года принял решение о бойкоте всеобщих выборов, что привело к потере всех мест в парламенте и невозможности участия в президентских выборах. Окончательно партия была легализована только в 2000 году, но социалистам всё ещё запрещено занимать посты в государственном аппарате и армии. В основном партия опирается на южнойеменскую интеллигенцию и на рабочих.
Насеристская народная юнионистская организация (ННЮО) (араб., ат-Танзим аль-Вахдавий аш-Ша’абий ан-Насерий). Партия создана в декабре 1965 года последователями лидера Египта Гамаля Абдель Насера. Заявляет о приверженности идеям арабского социализма и единства, демократии и национализма. Единство Йемена рассматривает как этап на пути к объединению всех арабских государств в одно. С 1972 года деятельность партии в НДРЙ была запрещена. На Севере насеристы пользовались поддержкой президента Ибрагима аль-Хамди (1974–1977 годов), однако после его убийства и неудачной попытки государственного переворота, направленного против президента Салеха в 1978 году, большинство лидеров партии были арестованы и казнены. Свою легальную деятельность она возобновила в 1989 году. Опирается в основном на образованные слои населения — преподавателей, студенчество и рабочих. Председатель — Абдель Малик аль-Михлафи.
Партия арабского социалистического возрождения («Баас») (араб., алъ-Хизб алъ-Баас алъ-Арабий аль-Иштиракий). Йеменское отделение общеарабской партии «Баас», ориентирующееся на сирийскую ветвь «Баас». Первые баасистские группы в Йемене были образованы в 1955–1956 годов. Партия стоит на позициях панарабского национализма, выступая за объединение всех арабских государств. В середине 1970-х годов партия практически исчезла с политической арены, однако небольшие баасистские кружки продолжали действовать нелегально вплоть до объединения страны. Председатель — Абдель Ваххаб Махмуд.
Помимо вышеописанных партий в Палату представителей в 1990-х годах избирались представители следующих партий:
Лига сынов Йемена (араб., Рабитату Абна’ аль-Йаман). Лига была создана в апреле 1951 года в Адене под названием Лига сынов Южной Аравии. Вплоть до объединения Йемена действовала нелегально. Рассматривает себя как умеренное исламское движение, выступающее за демократические преобразования, укрепление институтов судебной власти и развитие системы местного самоуправления. В социально-экономической области выступает против форсированной либерализации, за создание доступной системы здравоохранения и образования, расширение прав женщин. Председатель — Абд ар-Рахман аль-Джифри, который до 1990 года проживал в КСА.
Национально-демократический фронт (НДФ) (араб., аль-Джабхату ад-Димукратыйа аль-Ватанийа). Фронт основан в марте 1974 года в Северном Йемене как военно-политическое объединение левых республиканцев и других оппозиционных сил, недовольных политикой правительства по сближению с Саудовской Аравией. Основной целью провозглашал объединение Йемена, уменьшение племенного влияния на политическую жизнь, проведение аграрной реформы и следование политике неприсоединения. Готовил вооружённое выступление против северойеменского режима, поддерживался НДРЙ. Принял активное участие в войне 1979 года между ЙАР и НДРЙ. После подписания соглашения о прекращении огня в 1980 году получил право на полулегальное существование. Предполагалось создание правительства национального единства, в которое должны были войти представители различных северойеменских сил, включая НДФ, и проведение ряда реформ. После неудачи плана примирения политических сил ИАР в 1982 году НДФ вновь поднял восстание, которое было быстро подавлено. После объединения страны был преобразован в легальную политическую партию, которая участвовала в парламентских выборах 1993, 1997 и 2003 годов. Председатель — Насер бин Насер ан-Насыри.
Партия истины (араб., Хизб аль-Хак). Партия создана в 1990 году группой зейдитских теологов. В отличие от других исламистских групп занимает умеренные позиции и заявляет о поддержке парламентской демократии, политического плюрализма и гражданских институтов, В экономической области выступает за проведение рыночных реформ, отказ от монополизма, умелое руководство финансовыми ресурсами и борьбу с коррупцией. На парламентских выборах в 1993 году получила 2 места (0,85 % голосов). Участвовала в парламентских выборах в 1997 и 2003 годах. Была распущена из-за поддержки вооружённых выступлений в провинции Саада.
Помимо основных партий в стране действует ряд более мелких политических объединений, например, Национальная арабская социалистическая партия возрождения, Насеристская демократическая партия, Насеристская партия в поддержку реформ и др. Схожесть названий многих партий объясняется тем, что в 90-е годы XX века правящий режим активно создавал партии-«клоны», чтобы ослабить оппозицию.
Партийная система Йемена находится в стадии формирования. На сегодняшний день единственной партией, способной влиять на ход политических процессов, является Всеобщий народный конгресс, который, не имея чёткой идеологии и организации, выступает в роли «партии для всех», чья основная задача — не представлять интересы, а осуществлять управленческие функции. Остальные партии по объективным причинам не могут пока добиться весомых политических успехов. Однако укрепление позиций «Ислах» и ЙСП может повлиять на конфигурацию не только партийной, но и всей политической системы страны.
По данным выборов есть расхождения, связанные с тем, что сразу после избрания многие независимые кандидаты объявляют о своём вступлении в одну из победивших партий. В частности, йеменское информационное агентство Саба приводит следующие данные: ВНК — 224, «Ислах» — 45, ЙСП — 8, ННЮО — 4, «Баас» — 2, независимые — 14.
Очередные парламентские выборы должны были состояться в апреле 2009 года, но в феврале 2009 года парламент по предложению президента одобрил конституционную поправку о перенесении выборов на 2011 год с целью «избежания политического кризиса».
← Назад | Особенности партийной системы | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Древний период
- Исламский период
- Внешняя зависимость
- Два Йемена
- Йеменская республика
- Процессы государствообразования
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Йемена в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Структура ВВП в 2006 году
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Йемена в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Авторы, геофизик и историк, используя богатейший материал древнерусских ...
Вашему вниманию предлагается издание «По Южному Уралу и Зауральским равнинам».