Йемен / Особенности законодательной власти
Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом, состоящим из Палаты представителей и Консультативного совета.
Палата представителей состоит из 301 депутата, избираемых на прямых выборах сроком на 6 лет. Палата представителей может быть распущена по решению Президента.
Консультативный совет состоит из 111 членов, назначаемых Президентом. Консультативный совет формируется из опытных и квалифицированных специалистов с целью «расширить основы участия граждан в принятии решений путём консультаций и использовать национальный опыт и знания» (ст. 125).
Консультативный совет осуществляет исследования и представляет предложения и рекомендации государственным учреждениям по вопросам стратегии развития в различных областях и в целях укрепления национального единства и социальной сплочённости. Он даёт рекомендации Президенту по его просьбе и должен продвигать развитие гражданского общества и местного самоуправления. Консультативный совет может проводить совместные заседания с Палатой представителей для одобрения государственных назначений, одобрения планов социально-экономического развития, ратификации договоров и соглашений об обороне, союзах, границах, мирном урегулировании и мире. Президент может созывать совместные заседания палат для обсуждения поставленных перед ними вопросов. Решения в этих случаях принимаются абсолютным большинством голосов членов обеих палат.
Каждая палата избирает из своего состава Председателя и трёх его заместителей, которые образуют Президиум палаты. Председатели палат определяют регламент работы и занимаются процедурными вопросами. Президиуму содействует Генеральный секретариат палаты. Порядок работы Консультативного совета совпадает с порядком работы Палаты представителей в отношении вопросов организации работы сессий.
Чтобы заседание палаты состоялось, необходим кворум в половину депутатов данной палаты. Кроме особо оговорённых случаев решения принимаются абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов тайным голосованием.
На свою первую сессию Палата представителей собирается не позже чем через две недели после объявления результатов выборов. В течение года Президент созывает две очередные сессии Палаты. Одна из сессий должна приходиться на последнюю четверть года, чтобы депутаты имели возможность принять бюджет. Президент также может созвать Палату представителей на внеочередную сессию по собственному желанию, или по просьбе Президиума, или 1/3 депутатов.
Депутаты обеих палат обладают правовым и имущественным иммунитетом, но могут быть лишены его по решению той палаты, депутатами которой они являются.
Кандидатом в депутаты может быть гражданин Йемена не моложе 25 лет, грамотный, с хорошей репутацией, выполняющий религиозные обязанности и не привлекавшийся к судебной ответственности (кроме дел, закончившихся его оправданием).
Правом законодательной инициативы в Йемене обладают: депутаты Палаты представителей, Президент и правительство. Финансовый законопроект может быть предложен только институтами исполнительной власти или 20 % депутатов Палаты.
Законопроект направляется в специальный комитет Палаты, после чего он принимается Палатой в одном чтении. Принятый Палатой представителей законопроект направляется Президенту, который должен в течение 30 дней подписать его или в случае несогласия наложить вето. Законодательные полномочия (право на издание указов) передаются Президенту в промежутках между парламентскими сессиями и в случае роспуска Палаты представителей.
Правительство ответственно перед Палатой представителей (см. раздел «Особенности исполнительной власти»).
Анализ соответствующих статей конституции позволяет сделать вывод, что формально ЙР является президентско-парламентской республикой (правительство несёт ответственность перед Президентом и Палатой депутатов, Президент имеет право роспуска Палаты депутатов, а Палата депутатов — право инициировать процесс отставки Президента). На практике, как отмечалось, имеет место концентрация власти в руках Президента.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Древний период
- Исламский период
- Внешняя зависимость
- Два Йемена
- Йеменская республика
- Процессы государствообразования
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Йемена в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Структура ВВП в 2006 году
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Йемена в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Санкт-Петербург, 1909. Типография Тренке и Фюсно. Оригинальная обложка наклеена на ...
Книга представляет собой альбом со схематическими изображениями улиц и ...