Иран / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Иран является членом более 40 международных организаций, в том числе ООН (с 1945 год) и её специализированных организаций (ЮНЕСКО, МОТ, ФАО, ЮНИДО, ВОЗ, ИКАО, МАГАТЭ, МВФ, МБРР и др.), ОИК, Исламского банка развития, ОПЕК, Организации Экономического сотрудничества, Движения неприсоединения, Группы 77 и др. Иран имеет статус наблюдателя в ВТО.
Внешнеполитическая деятельность исламского режима претерпела с момента революции 1979 года значительную эволюцию. Концепция «ни Запад, ни Восток, а ислам», которая доминировала почти весь период при жизни аятоллы Хомейни и фактически привела к изоляции страны, сменилась при президенте Али Акбаре Рафсанджани проведением курса на открытость во внешней политике. Ещё более прагматичную внешнюю политику проводил президент Мохаммед Хатами, часто называемый на Западе «иранским Горбачёвым», который был инициатором объявления ООН 2001 годом «годом диалога цивилизаций», что является антиподом известного тезиса С. Хантингтона об их столкновении. Избрание в 2005 году президентом Ирана Махмуда Ахмадинежада, сторонника укрепления роли исламских институтов в политической системе страны, привело к серьёзным изменениям международной ситуации вокруг ИРИ, которая может развиваться в весьма неблагоприятном для страны и мира в целом направлении.
Практически весь постреволюционный период у Ирана сохраняются весьма напряжённые отношения с США. В период президентства Б. Клинтона связи между двумя государствами несколько активизировались, несмотря на то, что американские экономические санкции оставались в силе (как остаются в силе и сейчас). В марте 2000 года был отменен запрет на импорт ряда иранских товаров, осуществлялись неофициальные контакты иранских деятелей, включая министра иностранных дел, с американскими бизнесменами и бывшими должностными лицами. Многие влиятельные американские политики призывали Вашингтон к открытому диалогу с Тегераном, особенно в условиях, когда переизбранный в 2001 году в Иране на посту президента Хатами демонстрировал умеренность и прагматизм, а европейские союзники США следовали по пути расширения политических и экономических контактов с исламским режимом.
После террористических атак 11 сентября 2001 года на США в подходе руководства ИРИ обозначились акценты, которые, как предполагалось, могут способствовать налаживанию американо-иранских отношений. Иран осудил теракты, способствовал свержению режима талибов в Афганистане за счёт поддержки Северного Альянса, предоставил свою инфраструктуру (несколько морских портов и воздушные коридоры) для доставки гуманитарных грузов на северо-восток Афганистана. Такой формат участия Ирана в операциях, как считали руководители ИРИ, подчёркивал равноправную роль страны в мировых делах и готовность к проведению прагматической политики. Однако, несмотря на реальную помощь ИРИ в начальный период операции в Афганистане, президент Дж. Буш-младший причислил Иран к «оси зла» и неоднократно называл его среди возможных новых целей в рамках продолжающейся «борьбы против международного терроризма». Иран обвиняется в поддержке ряда радикальных исламских организаций, прежде всего опирающейся на шиитов и действующей на юге Ливана группировки Хизбалла, а также победившей на выборах в январе 2006 году в Палестинской Автономии организации «Хамас».
Объект особого внимания США — вопросы, связанные с возможным выходом Ирана на производство ядерного оружия. В потворстве иранским ядерным амбициям Вашингтон неоднократно пытался обвинить Россию, хотя в начале 2006 года Буш вынужден был признать, что российские предложения по проекту о совместном производстве (обогащении) ядерного топлива на территории Российской Федерации является весьма конструктивными.
Иранская ядерная программа остаётся в течение нескольких лет в центре внимания не только США, но и их ближайших союзников, а также МАГАТЭ. В ноябре 2004 года в Париже между Ираном, с одной стороны, и Францией, Германией, Великобританией («европейская тройка») — с другой, было достигнуто соглашение, по которому Иран брал на себя обязательство предоставить гарантии мирной направленности своей ядерной программы в обмен на европейские преференции в области науки, экономики, технологий и безопасности. Однако этот диалог с западно-европейцами оказался к концу 2005 года в тупике. 17 января 2006 года «европейская тройка» распространила проект резолюции, призывающий МАГАТЭ передать вопрос о ядерной программе Тегерана в Совет Безопасности ООН, что грозит санкциями против ИРИ. Поводом к ужесточению европейской позиции по вопросам ядерной иранской программы явились заявления нынешнего иранского руководства во главе с президентом Ахмадинежадом о законном праве Ирана (в соответствии с нормами международного права) осуществлять собственную ядерную программу. Против передачи иранского досье в Совет Безопасности ООН выступают Россия и Китай, справедливо полагая, что аналогичные санкции в своё время против Ирака оказались неэффективными и не предотвратили войну.
Характерной чертой иранской внешней политики является её традиционная антиизраильская позиция. ИРИ не признает Израиль. В конце года Ахмадинежад допустил ряд резких антиизраильских высказываний. Так, 26 сентября 2005 года на конференции-«Мир без сионизма» он заявил, что «новая волна противостояния, порождённая в Палестине, а также нарастающее напряжение в исламском мире могут вмиг стереть Израиль». Аналогичные высказывания были допущены иранским президентом на саммите в Мекке 8 декабря 2005 года. На заседании Международного конгресса исламской революции в Палестине (12 декабря 2005 года, Тегеран) он выразил сомнение в достоверности Холокоста в годы Второй мировой войны, назвав его «мифом».
Начиная со второй половины 2005 года динамика развития ситуации вокруг Ирана свидетельствует о нарастании угрозы изоляции нынешнего режима со стороны влиятельных международных акторов. Преодолеть вероятность нового изоляционизма ИРИ пытается за счёт интенсификации политических контактов и экономического сотрудничества с Россией, КНР, Японией и Южной Кореей (три последних страны закупают до 40 % нефти в Иране). В случае международных санкций Тегеран намерен прекратить сотрудничество с МАГАТЭ, выслать из страны всех его сотрудников, а также использовать все своё влияние в ОПЕК, членом которой он является, в качестве ответных мер.
Международное сообщество должно проявлять в отношениях с Ираном максимум сдержанности. Негативный и недифференцированный подход к Ирану на фоне непрекращающейся войны в Ираке, которую США преподносят как «возвращение иракцев к свободе», способен лишь усилить позиции исламских радикалов в Тегеране и в регионе в целом (что, в общем, продемонстрировали выборы в Палестине). В этих условиях применение США или Израилем военной силы против Ирана может окончательно расколоть мусульманский мир и иметь самые негативные последствия для всей системы международной безопасности.
Отношения Ирана с Россией имеют многовековую историю и, как следует из предыдущих разделов данного обзора, в отдельные периоды персидской/иранской истории они оказывали значительное влияние (как позитивное, так и негативное) на политическое развитие Ирана и его институты.
За последние годы российско-иранские отношения достигли высокого уровня. Связи между Россией и ИРИ развиваются как в сфере политического взаимодействия на двухстороннем, региональном и международном уровнях, так и в области высоких технологий, образования, культуры. Благоприятный политический фон двусторонних отношений способствует активному развитию торгово-экономических связей. В 2004 году объём торговли между двумя странами вырос по сравнению с 2003 года на 43 % и достиг суммы свыше 2 миллиардов долларов. ГИТА Примерами плодотворного двустороннего сотрудничества могут служить строительство АЭС в Бушере, работы по созданию в России телекоммуникационного спутника «Зохре», совместные проекты в рамках транспортного коридора «Север — Юг», предусматривающие строительство железнодорожной ветки Казвин—Решт—Астара, которая свяжет центральные районы Ирана с севером страны, с выходом через горы на побережье Каспия, далее через Азербайджан до России и далее в ЕС.
Российско-иранский политический диалог приобретает особое измерение в процессе взаимодействия России с другими прикаспийскими государствами. По проблемам обеспечения региональной стабильности и безопасности Россия выступила с инициативой создания на Каспии совместных военно-морских сил оперативного назначения «Касфор» для предотвращения угрозы терроризма, распространения ОМУ, борьбы с распространением наркотиков и защиты экологии региона. Наметились изменения в сторону достижения консенсуса по вопросам правового статуса Каспийского моря, хотя по таким принципиальным вопросам, как демилитаризация Каспия, определение юрисдикции национальных и рыболовных, зон, транзита военных и торговых судов, остаются нерешённые вопросы.
Россия является главным партнёром Ирана в освоении ядерных технологий. Хотя РФ не участвовала в работе «европейской тройки», и Франция, и Германия, и Великобритания начали более активно взаимодействовать с Москвой с тем, чтобы она воздействовала на иранскую сторону в плане занятия ею более конструктивной позиции по ядерной программе. В принципе, такая работа Москвы с Тегераном даёт свои результаты и могла бы быть более продуктивной в ином международном и региональном контексте.
← Назад | Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Политическое развитие Персии с древнейших времён до конца правления династии Сефевидов
- Период имперского российского и британского влияния на Персию (XIX — начало XX века)
- Политическое и социальное развитие Персии/Ирана в период правления династии Пехлеви (1926–1979 годы)
- Период консолидации шахского режима (1954–1963 годы)
- Политическое развитие Ирана после Исламской революции 1979 года
- Конституционные основы и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Рахбары Исламской Республики Иран в 1979–2012 годах
- Главы государства (президенты) в 1980–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1979–1989 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ирана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Структура ВВП Исламской Республики Иран на 2007 год
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Сокращение численности населения
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Ирана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге в популярной форме рассказывается о воде — одном из самых ...
Атлас России — справочное картографическое издание, предназначенное для ...