Иран / НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
Уровень развития гражданских организаций, профессиональных и иных ассоциаций, организаций меньшинств и тому подобного. в Иране оценивается как очень низкий. Своеобразие политического процесса в современном Иране заключается в слабой разделённости институтов государственной власти и общества. Конституция страны (ст. 26) разрешает создание и участие в различных институтах гражданского общества — партиях, ассоциациях, профессиональных объединениях, организациях меньшинств — при условии ненарушения их участниками «независимости, свободы, национального единства, соответствия критериям ислама». Поскольку вопросы любой иностранной помощи и пожертвований являются компетенцией парламента, то в Иране нет НПО или других институтов гражданского общества с иностранным участием или осуществляющих деятельность с привлечением средств из-за рубежа.
Уже в первые годы после исламской революции новый режим стал достаточно жёстко контролировать процессы в иранском обществе. Были запрещены многие виды спорта, закрыты театры, введены ограничения на просмотр кинофильмов. В связи с провозглашением в 1980 году «исламской культурной революции» были закрыты многие высшие учебные заведения, имели место преследования научных работников. Были введены шариатские наказания, в том числе за несоблюдение норм ношения исламской одежды, исламских норм бытового общения, распитие спиртных напитков. Единственными организациями, которые представляли интересы общества, были различные исламские фонды, которым государство передало часть национализированной собственности.
Общественные организации и другие элементы гражданского общества, действующие относительно автономно от государства, стали создаваться после 1997 года в связи с курсом президента М. Хатами на создание демократического общества, обеспечение свободы слова и широких гражданских свобод. И хотя этот процесс находился и остаётся под контролем исламского режима, политическая либерализация в конце 1990-х годов способствовала появлению многих объединений по профессиональному признаку — организаций врачей, писателей, преподавателей, росту числа женских организаций. Был отмечен значительный рост общественных организаций этнических меньшинств — иранских азербайджанцев, курдов, армян.
Политика государства по поощрению мелкого предпринимательства ускорила объединение в аснафы (цеха), которые наряду с функциями производственной и сбытовой кооперации занимаются вопросами взаимопомощи и отстаивания цеховых интересов. В последние годы активно работают общенациональная и региональные торгово-промышленные палаты.
Однако победа на парламентских выборах в феврале 2004 года представителей исламских структур привела к ужесточению политики в отношении институтов гражданского общества. Следует отметить, что ещё на этапе избирательной кампании в парламент Наблюдательный совет не допустил к регистрации в качестве кандидатов около 1 700 лиц, настроенных, по мнению этого органа, «слишком» реформаторски. Сразу после парламентских выборов было арестовано несколько десятков активистов НПО.
Хотя конституция декларирует неущемление прав национальных и религиозных меньшинств, с 2004 года службы безопасности разогнали религиозные собрания христиан-евангелистов, арестовав многих из них и продержав в тюрьме до конца года. В 2002 году была запрещена старейшая в Иране общественная организация «Иранское движение свободы» под предлогом нарушения «свободы, суверенитета, национального единства», 33 её руководителя был подвергнуты тюремному заключению.
Власти жёстко контролируют ситуацию в рабочей среде, стремясь не допустить создания независимых профсоюзов. Единственной разрешённой организацией является федерация «Дом рабочих», которая проводит соглашательскую политику с властями и работодателями. Любые несанкционированные собрания трудящихся с критикой экономической политики правительства жёстко пресекаются. В мае 2004 года была подавлена силой забастовка на медном руднике в северо-восточной провинции Керман. За участие в Марше по случаю Первомая в городе Саквез было арестовано не менее 40 рабочих.
В современном Иране единственными организациями, которые пользуются поддержкой режима, являются различные исламские фонды. Фактически эти институты превратились в проводников консервативной политики в обществе, пользуясь при этом значительными привилегиями. Отмечается рост активов этих фондов, которые с ведома государства контролируют такие сектора экономики, как цементная и сахарная промышленность, являясь фактически «кассами» для многих консервативных исламских группировок.
Исламская революция сломала традиционную систему групп влияния (на шаха и институты патримониальной монархии). Эта система, практически исключавшая клерикалов, объединяла, в первую очередь, узкий круг крупных землевладельцев, высших офицеров, крупных промышленников и банкиров. После исламской революции в политической системе безраздельное господство получило шиитское духовенство, институционально представленное Исламской Республиканской Партией, создание которой было инициировано в 1978 году аятоллой Хомейни. Политическая либерализация во второй половине 1990-х годов привела к некоторой фрагментации духовенства с образованием на этой основе ряда исламских партий (строго говоря, они не организованы как классические партии, а являются группами давления и движениями).
В последние годы в ряд институтов политической системы (Наблюдательный совет, Совет по целесообразности принимаемых решений) было разрешено избрание лиц, происходящих не из клерикальных кругов (юристов, технократов и так далее). Однако в целом духовенство остаётся доминирующим корпоративным актором политической системы. После завоевания большинства в меджлисе в феврале 2004 года и избрания в 2005 году президентом страны М. Ахмадинежада роль духовенства в политическом процессе усилилась. В этом отношении по своим характеристикам политическая система современного Ирана во многом сравнима с периодом 1979–1983 годах.
← Назад | НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Политическое развитие Персии с древнейших времён до конца правления династии Сефевидов
- Период имперского российского и британского влияния на Персию (XIX — начало XX века)
- Политическое и социальное развитие Персии/Ирана в период правления династии Пехлеви (1926–1979 годы)
- Период консолидации шахского режима (1954–1963 годы)
- Политическое развитие Ирана после Исламской революции 1979 года
- Конституционные основы и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Рахбары Исламской Республики Иран в 1979–2012 годах
- Главы государства (президенты) в 1980–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1979–1989 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ирана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Структура ВВП Исламской Республики Иран на 2007 год
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Сокращение численности населения
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Ирана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года ...