Иран / Религия и государство, роль религии в политике
Первоначальные представления древних иранцев о мире восходят к древнейшим верованиям ариев, пантеон которых многие исследователи сопоставляли с индуистским. Основной традицией доисламской Персии считается религия легендарного Зороастра. При этом следует отметить, что в отличие от монизма, который характерен для основных течений индуизма, зороастризм является дуалистической системой. Безличный пространственно-временной принцип всего сущего (Зерван Акаран) порождает две полярные тенденции, которые находят своё отражение во всех сферах реальности.
Таким образом, жизнь вселенной представлена Зороастром в виде борьбы двух взаимодополняющих начал, причём от верующего в течение жизни требовалось сражаться на стороне духа добра (Ормузд) против духа зла (Ариман), чтобы после смерти пройти испытание (пересечь мост Чин-ват) и упокоиться в обители бессмертных. Соответственно существует две отдельные области жизни: царство Ормузда — Иран, и царство Аримана — Туран. Известно, что персидские цари, такие как Ксеркс, предпринимали завоевательные походы против стран, «где почитались дэвы».
Каждое из начал проецирует себя в мир в виде подчинённых духов (асуров и дэвов), хороших и плохих животных, качеств и тому подобного. Духи, носившие в персидской и индуистской традициях одни и те же имена, наделялись противоположными качествами. Те из них, которые в индийской ветви индоиранской мифологии считаются опасными и вредоносными демонами, в иранской считаются добрыми духами, и наоборот.
Помимо одинаковых названий божеств среди сходных черт двух религий можно выделить общие элементы ритуальных практик, таких как, например, возлияния священного напитка (сома или хаома), и схожие концепции священной истории. В период раннего эллинизма в зороастризме начали возникать секты и еретические движения.
Самым крупным из них стал зерванизм. Это учение утверждало равный статус злого и доброго божеств перед лицом времени. Из учения зерванизма следовал моральный релятивизм и превращение литургических практик в магические обряды, направленные на избавление от ритуальной нечистоты, которая возникала из-за неизбежных контактов со злым духом. В этот же период под влиянием вавилонской и египетской мифологии возникает и детально разрабатывается сложная система эсхатологических воззрений, основанная на цикличном понимании истории, а также учение о воскресении плоти.
Помимо зерванизма вновь распространились древние языческие верования и культы ближневосточного происхождения (мистерии Митры, Анахиты и других божеств). Основной священный текст древнеперсидской религии зенд — «Авеста» — был кодифицирован примерно в это же время (II–III века нашей эры). Вполне вероятно, что наиболее древние части книги (космогонические гимны и правила ритуалов, Гаты и Ясны) восходят к гораздо более раннему периоду (1-е тысячелетие до нашей эры).
Кроме того, некоторые исследователи не исключают, что под именем Зороастра, как и других культурных героев (Гермес, Геракл, Мелькарт), могли действовать в разные периоды несколько религиозных и политических реформаторов. При этом отличают древнеиранские верования (маздеизм, религия магов) от собственно зороастризма (доктринально оформленного дуалистического учения) и его производных (зерванизм, митраизм и прочее). Основное новшество, принесённое Зороастром, — разработка новаторской этической системы, которая значительно превосходила другие религиозные культы древнего мира. В этом смысле зороастризм можно считать одной из первых известных в истории пророческих религий.
Крупнейшим зороастрийским государством стала империя Сасанидов. Сасаниды ревностно придерживались парсизма и устраивали гонения на иудеев и христиан. После мусульманского завоевания сами парсы оказались в положении гонимого меньшинства и были вытеснены в северо-западные области Индии. Сегодня численность последователей Зороастра в Иране не превышает 0,1 % населения.
Ислам пришёл на территорию современного Ирана почти сразу же после основания этой религии в VII веке нашей эры. После гибели Али ибн Абу Талиба, зятя и ближайшего сподвижника Мухаммеда, в войне с другими мусульманами за право возглавлять мусульманскую общину (умму), возникла устойчивая группа его последователей, которая назвала себя «шиа Али», то есть партия Али. Сын Али Хусейн также погиб в результате столкновения с большим войском омейядского халифа.
Трактовка истории раннего ислама у шиитов и суннитов сильно отличается. Из-за долгой истории гонений шииты выработали практику сокрытия своих подлинных убеждений (такыйя), а также развили теорию о непогрешимости имамов, которые происходят из рода Али и его жены Фатимы (дочери Мухаммеда). Одной из причин разделения на шиитов и суннитов стал также этнический фактор: среди шиитов много представителей неарабских народностей, которые населяли территорию Персидской империи.
Основным отличием шиитов от других мусульман является концепция имамата (духовного и светского лидерства), согласно которой власть в общине правоверных должна принадлежать прямым потомкам Али. Из-за споров о действительности духовного преемства для того или иного лица шииты разделились на множество течений, самым крупным из которых остаётся учение иснаашаритов (двунадесятников). По одной из версий, в эпоху правления шиитской династии Сефевидов многие элементы древнеперсидской религии вошли в эзотерические учения шиизма, однако более поздние авторитетные учителя религии, такие как, например, Сухраварди, с негодованием отрицали возможность такого влияния. Поэтическое и архитектурное наследие иранского суфизма является одним из величайших культурных достижений человечества.
Согласно представлениям иснаашаритов, легитимным правителем (имамом всех мусульман) является имам Махди, двенадцатый по счету потомок Али, который в XI веке оказался мистически сокрыт от мира, чтобы вернуться в заключительный момент эсхатологической драмы и решить исход последней битвы в пользу сил добра. Для иснаашаритов вообще характерен культ мученичества и воинской доблести, что отчётливо проявилось на примере ирано-иракской войны.
В отличие от суннитов, в шиитском исламе большую роль играет духовенство, которое в ряде случаев может принимать и политические решения. Фактически, со времён исламской революции Иран остаётся одним из немногих теократических государств в мире. Ещё в начале XX века влияние религиозного фактора на политику Персии было минимальным. Однако после попытки шаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви ускорить процессы вестернизации и модернизации в середине XX века народные массы ответили протестом, причём недовольство социально-экономическими условиями выразилось и в религиозной форме.
Сегодня ислам шиитского толка исповедуют 89 % населения Ирана (в основном персы, азербайджанцы, мазендеранцы, талыши, гилянцы, арабы), шиизм является государственной религией страны. Религиозным меньшинствам по Основному Закону гарантирована свобода вероисповедания, однако фактически права меньшинств серьёзно ущемляются, особенно в сфере образования. Суннизма придерживаются около 10 % (15 миллионов человек), с этнической точки зрения это, как правило, курды, белуджи и туркмены. Сунниты в последнее время теряют свои позиции во властных структурах, открыть мечеть для суннитского духовенства становится сложнее. Сунниты Ирана с тревогой наблюдают за событиями в соседнем Ираке, где уже несколько лет идёт кровавая война шиитских и суннитских группировок между собой и с американским воинским контингентом.
Иран оказывает поддержку шиитским общинам за рубежом (Ирак, Сирия, Пакистан, др. страны) и использует религиозный фактор для того, чтобы стать региональной сверхдержавой, оспаривая этот статус у Саудовской Аравии. По каналам спецслужб духовные лидеры Ирана занимаются идеологическим экспортом, одновременно позиционируя себя в качестве единственной силы, реально противостоящей влиянию связки Израиль — США на Ближнем Востоке.
Последователи иудаизма (0,2 %) и христианства (0,7 %) не играют существенной роли в общественной и политической жизни Ирана. Большинство иранских христиан — это армяне-монофизиты, занятые преимущественно в сфере услуг и торговле. Представители конфессий, которые шариат относит к «людям Книги», имеют право на представительство в парламенте (меджлисе), тогда как сунниты такой привилегии лишены. Иудеев насчитывается до 10 000 человек, и, несмотря на агрессивную антиизраильскую риторику иранского руководства, они чувствуют себя в значительно большей безопасности, чем в других мусульманских странах.
Самое крупное и преследуемое религиозное меньшинство Ирана — это бахай (почти 300 000 человек). Вера бахай — это синкретический культ, который был основан в XIX веке Мирзой Хусейном Али, также известным своим последователям как Бахаулла. Он проповедовал социальное и религиозное равенство, причём возникновение в мусульманской среде таких идей было обусловлено прямым западным (британским) влиянием. В настоящее время бахай Ирана подвергаются сильной дискриминации (запрет на учёбу в вузах, аресты, лишение юридической защиты). Религиозные общины езидов и мандеев, приверженцев древних синкретических учений, по численности являются незначительными и практически не участвуют в общественной жизни.
Сегодня религия и политика в Иране так же тесно связаны между собой, как и тысячелетия назад. Так, в политической риторике президента республики Махмуда Ахмадинежада важную роль играет религиозный фактор. Известно, что президент Ирана с симпатией относится к крайне консервативным политическим (общество «Хожжатех») и клерикальным кругам (Мухаммад Язди), среди которых распространён политический «махдизм» и эсхатологическая интерпретация актуальных международных событий. Радикальные шииты стремятся дестабилизировать обстановку в ключевых регионах мира, чтобы «ускорить пришествие Махди», 12-го имама, призванного повести силы добра в решающую битву против тирании, которая завершится победой войска шиитов в Куме и установлением исламского миропорядка. Такая трактовка «конца истории» (в свете возможного конфликта с Израилем), безусловно, оказывает влияние на внутриполитические процессы, позволяя руководству страны не только удерживаться у власти, но и транслировать свой проект в страны, входящие в зону регионального влияния Ирана.
← Назад | Религия и государство, роль религии в политике | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Политическое развитие Персии с древнейших времён до конца правления династии Сефевидов
- Период имперского российского и британского влияния на Персию (XIX — начало XX века)
- Политическое и социальное развитие Персии/Ирана в период правления династии Пехлеви (1926–1979 годы)
- Период консолидации шахского режима (1954–1963 годы)
- Политическое развитие Ирана после Исламской революции 1979 года
- Конституционные основы и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Рахбары Исламской Республики Иран в 1979–2012 годах
- Главы государства (президенты) в 1980–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1979–1989 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ирана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Структура ВВП Исламской Республики Иран на 2007 год
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Сокращение численности населения
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Ирана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В первой части рассматриваются географическое положение и его влияние на ...
В данной книге в доступной и яркой форме излагаются сведения по различным ...