Иран / Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
В колониальный и постколониальный период Иран испытывал постоянное влияние иностранных государств.
В XIX — начале XX века это было политико-экономическое воздействие двух ведущих империй того времени — Британской и Российской. Произошедшая в 1906–1911 годах в Персии антифеодальная революция (проходившая также под национально-освободительными лозунгами) завершилась принятием конституции, институционализацией парламента и расширением политического участия. При разработке и укоренении этих институтов большое значение имел опыт Запада (Франции — с точки зрения персидского подражания её конституционному опыту, а также Великобритании). Пришедший к власти в 1920-е году в Персии Реза-шах Пехлеви основной упор сделал на немецкий (и частично — японский) опыт экономической модернизации, осуществляя одновременно жёсткий контроль над публичной сферой и ограничивая роль традиционных исламских компонентов в развитии политической системы (в духе основателя и первого президента (1923–1938 годы) Турецкой республики Мустафы Кема-ля Ататюрка).
В годы Второй мировой войны на территории Ирана располагались советский и британский воинские контингенты, что существенным образом ограничивало суверенитет государства. В середине XX века влияние Запада на политические процессы в Иране резко возросло. Попытка освободиться от внешнего влияния в начале 1950-х годов не привела к укоренению демократических институтов; напротив, на некоторый период в политической системе возобладала антидемократическая тенденция, выразившаяся в восстановлении и усилении монархии.
Чтобы воспрепятствовать планам премьер-министра Мосаддыка по национализации нефтяной промышленности, Великобритания и США поддержали действия против него со стороны Мохаммеда Реза Пехлеви и установили контроль над нефтяными ресурсами страны. Во главе государства с 1953 по 1979 годы находился легко управляемый политик, глубоко интегрированный в западные элитные структуры, что не могло не вызывать напряжённости в иранском обществе. Даже органы государственной безопасности (САВАК) при шахе использовались для обеспечения экономических интересов западных держав в регионе.
В целом, монархический режим продолжал политику 1930-х годов, сосредоточив усилия на реформах по западному образцу экономической сферы общества, индустриализации (так называемая «белая революция») и всячески противясь изменениям в политической системе, необходимость которых диктовалась состоянием самого иранского общества и международным контекстом. США как ближайший союзник шахского режима были весьма непоследовательны в своём отношении к внутренним реформам в Иране. В условиях «холодной войны» для США приоритетным являлось не содержание политического процесса в Иране и его демократическая составляющая, а устойчивость шахского режима, действующего зачастую вопреки национальным интересам.
В связи с этим свержение монархического режима произошло под лозунгами отторжения каких-либо политических институтов «извне», что прочно укоренилось в институтах политической системы современного Ирана.
Клерикальная революция 1979 года во многом опиралась именно на тот потенциал политического протеста, который был заложен при отстранении от власти национально-ориентированной части политического класса Ирана. В ходе исламской революции против шаха выступила даже интеллигенция, многие представители которой отвергали навязывание западной политической модели государству, которое ещё во многом оставалось аграрным, несмотря на экономические реформы периода «Белой революции».
← Назад | Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Политическое развитие Персии с древнейших времён до конца правления династии Сефевидов
- Период имперского российского и британского влияния на Персию (XIX — начало XX века)
- Политическое и социальное развитие Персии/Ирана в период правления династии Пехлеви (1926–1979 годы)
- Период консолидации шахского режима (1954–1963 годы)
- Политическое развитие Ирана после Исламской революции 1979 года
- Конституционные основы и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Рахбары Исламской Республики Иран в 1979–2012 годах
- Главы государства (президенты) в 1980–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1979–1989 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ирана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Структура ВВП Исламской Республики Иран на 2007 год
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Сокращение численности населения
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Ирана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека