Иран / Особенности законодательной власти
Законодательной власти посвящена гл. IV конституции. Это самая большая глава Основного Закона. Функции законодательной ветви власти выполняют однопалатный меджлис, являющийся представительным органом всего народа и избираемый в ходе прямых тайных выборов на четырёхлетний срок.
Вторичные законодательные функции выполняет в политической системе Ирана и ряд других институтов, в частности Наблюдательный совет.
В разд. I гл. IV (ст. 62–70) регулируются вопросы формирования меджлиса (полное название — Исламская консультативная ассамблея (в лат. транскрипции Majles Shoraye Eslami)), процедурные вопросы избрания его руководящих органов (председателя, президиума меджлиса), а также представительства в законодательном органе национальных меньшинств.
Ряд статей этого раздела конституции требуют более детального анализа. В частности, ст. 64 устанавливает, что в момент формирования меджлиса в 1368 году (мусульманский календарь) его численность была определена в 270 депутатов, однако с учётом роста населения, политических, географических факторов общее число депутатов парламента может возрастать каждые 10 лет (по результатам переписи) не более чем на 20 человек. Общины зороастрийцев и евреев имеют по одному представителю в меджлисе, община ассирийцев и христиан совместно избирает одного представителя в законодательный орган. Президент, его заместители, министры и их советники имеют право участвовать в открытых заседаниях меджлиса и обязаны это делать в случае, если из парламента к ним поступило приглашение.
Раздел II главы IV (ст. 71–90) касается полномочий и компетенций меджлиса в законотворческой деятельности, контроля законодательного органа за деятельностью высших должностных лиц исполнительной власти (президента, министров), включая вопросы утверждения министров в должности, заслушивания и вынесения им вотума недоверия и импичмента (в том числе президенту).
Для принятия решений необходим кворум в 2/3 от общего числа депутатов, а по таким вопросам, как изменение границ (ст. 78 оговаривает особые условия таких изменений) необходима поддержка 4/5 депутатского корпуса. Принятие решений в случае чрезвычайного положения требует одобрения 3/4 от общего числа депутатов и осуществляется на закрытых заседаниях меджлиса в присутствии членов Наблюдательного совета (ст. 69).
В рамках действующей конституции меджлис обладает полномочиями в инициировании законов во всех сферах (ст. 71), кроме тех, инициатива которых закреплена за правительством (ст. 74, 75). В общем плане, без какой-либо конкретизации в ст. 76 указывается, что меджлис имеет право осуществлять расследования в любых областях жизни в стране. Меджлис также обладает полномочиями объявить президенту импичмент, потребовать его отстранения от должности, выразить вотум недоверия всему правительству или отдельным его министрам. Однако деятельность парламента не должна противоречить государственной религии и конституции. Обязанность следить за нарушениями меджлисом исламских принципов и конституции возлагается на Наблюдательный совет (ст. 72 и 96), в функции которого также входит рассмотрение в течение 10 дней всех принимаемых законопроектов. Законопроекты приобретают силу закона только после их одобрения Национальным советом (ст. 94).
Статья 93 указывает, что если в стране отсутствует Наблюдательный совет, то это означает и отсутствие какого-либо юридического статуса и полномочий у меджлиса. Эта норма не распространяется на период, когда Наблюдательный совет не функционирует в связи с подтверждением полномочий вновь назначенных членов НС и выборами в этот орган меджлисом 6 других кандидатов, представленных главой судебной власти.
На Наблюдательный совет возложены функции конституционного контроля, толкования конституции, для чего необходимы 3/4 от общего числа членов НС (ст. 98). На НС конституция (ст. 99) возлагает обязанности контроля за выборами членов Совета экспертов (главная функция которого — выборы рахбара), президента республики, меджлиса, а также за проведением референдумов и другими формами выражения общественного мнения.
Наблюдательный совет обладает и другими весьма существенными полномочиями, в частности правом отклонять кандидатуры на президентский пост, в меджлис или Совет экспертов, а также отменять законы, противоречащие конституции и исламским принципам.
Несмотря на столь значительные полномочия НС, в 1980-е годы между этим органом и меджлисом наблюдались острые противоречия, фактически заблокировавшие принятие важнейших законов и вынудившие правительство работать в условиях законодательного вакуума. В принципе, конституция (ст. 79) даёт правительству по согласованию с меджлисом более широкие полномочия в периоды военных действий или чрезвычайного положения. В феврале 1988 года в структуре власти ИРИ был создан Совет по целесообразности принимаемых решений (Маджма-йе Тахшис маслахате незам), который выносит окончательное решение в случае несогласия между меджлисом и НС. В 1997 году Верховным лидером аятоллой Хаменеи полномочия и состав Совета были расширены. Они снова были расширены в 2005 году решением Верховного руководителя (новые полномочия по надзору за деятельностью исполнительной, законодательной и судебной властей, вооружёнными силами и др.).
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Политическое развитие Персии с древнейших времён до конца правления династии Сефевидов
- Период имперского российского и британского влияния на Персию (XIX — начало XX века)
- Политическое и социальное развитие Персии/Ирана в период правления династии Пехлеви (1926–1979 годы)
- Период консолидации шахского режима (1954–1963 годы)
- Политическое развитие Ирана после Исламской революции 1979 года
- Конституционные основы и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Рахбары Исламской Республики Иран в 1979–2012 годах
- Главы государства (президенты) в 1980–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1979–1989 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ирана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Структура ВВП Исламской Республики Иран на 2007 год
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Сокращение численности населения
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Ирана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге рассказывается об истории открытия Земли с древнейших времён. Много лет ...
Это рассказ бывалого полярника об исследованиях, романтике жизни и работы первой ...