Иран / Особенности исполнительной власти
Конституция ИРИ весьма подробно характеризует институциональные и функциональные особенности исполнительной власти. Гл. IX конституции, озаглавленная «Исполнительная власть», состоит из трёх разделов.
Разд. I (ст. 113–132) посвящён институту президентства. В нем подробно излагается порядок избрания президента как главы исполнительной власти, его полномочия подписывать принятые меджлисом законы и результаты референдумов (ст. 123). Президент ответствен за вопросы национального планирования, бюджета, политику в области занятости, хотя и имеет право передавать администрирование этих вопросов другим лицам своего кабинета. Введены должность первого заместителя президента (первого вице-президента), ответственного за администрирование работы совета министров, а также должности ещё нескольких заместителей президента, курирующих отдельные министерства и социально-экономические сферы (ст, 124). Конституция (ст. 127) наделяет президента полномочиями назначать с одобрения совета министров специальных представителей для решения конкретных специфических вопросов. В случае вакансии поста президента выборы на эту должность должны быть проведены в течение 50 дней. Отставку президента принимает рахбар.
Следует отметить, что органы высшей исполнительной власти в ИРИ претерпели серьёзные изменения: 28 июля 1989 года на общенациональном референдуме были внесены поправки в конституцию, ликвидировавшие институт премьер-министра как главы исполнительной власти и передавшие эти функции президенту (ранее эта должность, в основном, была церемониальной) с резким расширением его полномочий по формированию совета министров и оперативному управлению страной.
Разд. II гл. IX конституции (ст. 133–142) касается полномочий президента по формированию совета министров, его подотчётности перед меджлисом за действия правительства (ст. 134), полномочий президента по отстранению от должности министров (ст. 136). В этом случае при назначении нового министра (или министров) их кандидатуры должны быть одобрены меджлисом. В ст. 138, 139 и 141 определяется правовое положение и компетенция министров. Ст. 140 констатирует, что обвинения президента, его заместителей и министров в совершении обычных преступлений рассматриваются в общих судах с ведома меджлиса.
Статья 142 устанавливает, что принадлежащие рахбару, президенту, его заместителям и министрам активы изучаются ведомством главы судебной власти как до вступления этих лиц в должность, так и по окончании срока их полномочий на предмет возможного обогащения незаконным путём.
Разд. III гл. IX (ст. 143–151) посвящён задачам и принципам формирования вооружённых сил и Корпуса стражей исламской революции (КСИР). В ст. 145 подчёркивается недопустимость службы в ВС и КСИР иностранцев; ст. 146 запрещает учреждение и пребывание в Иране каких бы то ни было иностранных военных баз, даже в мирных целях.
Обязанность всеобщей военной подготовки (ст. 151) в соответствии с исламскими принципами для поддержания высокой мобилизационной готовности в стране возлагается на правительство.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Политическое развитие Персии с древнейших времён до конца правления династии Сефевидов
- Период имперского российского и британского влияния на Персию (XIX — начало XX века)
- Политическое и социальное развитие Персии/Ирана в период правления династии Пехлеви (1926–1979 годы)
- Период консолидации шахского режима (1954–1963 годы)
- Политическое развитие Ирана после Исламской революции 1979 года
- Конституционные основы и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Рахбары Исламской Республики Иран в 1979–2012 годах
- Главы государства (президенты) в 1980–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1979–1989 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ирана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Структура ВВП Исламской Республики Иран на 2007 год
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Сокращение численности населения
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Ирана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
О шельфе много говорят в связи с исследованиями Мирового океана и освоением его ...
Раньше лес упрощённо считали «средой, в которой растёт большое количество ...
В книге излагаются современные сведения о всех 4,6 млрд лет истории Земли — о росте ...