Иран / Конституционные основы и конституционные гарантии
Конституция Исламской Республики Иран была принята на референдуме 2–3 декабря 1979 года и пришла на смену конституции 1906 года. 28 июля 1989 года в конституцию были внесены поправки, усилившие полномочия президента и легитимизировавшие создание органа, регулирующего отношения между меджлисом и Наблюдательным советом (НС).
Конституция 1979 года закрепляет на уровне формальных установлений качественно новое политическое устройство, основанное на исламских принципах.
В преамбуле говорится, что конституция следует духу исламской революции, которая коренным образом отличается от всех других революций, поскольку она есть высочайшее проявление духа мусульманской уммы (общины). В преамбуле конституции Ирана даётся политическая оценка монархического режима и указывается на его неприемлемость для иранской уммы, в том числе по причине сотрудничества монархии с США, излагается история исламской революции, очерчиваются контуры и конституционные особенности исламского государства.
Исламская Республика Иран может быть охарактеризована, согласно конституции, как теократическая республика, опирающаяся на институты религиозной и республиканской власти. В основе религиозной власти, которая обеспечивает легитимность всех других институтов, лежат исламские принципы, важнейшим из которых является велаят-е факиф («правление наиболее авторитетного шиитского правоведа», которое должно сохраняться до появления 12-го «скрытого имама», которому шиитское учение отводит всю полноту власти). В соответствии с этим принципом высшим государственным лицом, главой Исламской Республики Иран, является духовный лидер — Верховный лидер исламской революции — рахбар, курирующий работу всех ветвей власти и избираемый Советом экспертов. Рахбар должен соответствовать определённым требованиям (ст. 109), он обладает широким кругом полномочий (перечислены в ст. 110), среди которых:
— определение общей политики государства;
— осуществление функций верховного главнокомандующего вооружёнными силами ИРИ;
— контроль за надлежащим исполнением намеченной им политики;
— объявление войны, мира, мобилизации;
— издание указов и проведение общенациональных референдумов;
— подписание указа о всенародных выборах президента ИРИ;
— смещение президента республики с занимаемого поста, если Верховный Суд признает его виновным в нарушении конституционных обязанностей или меджлис выскажется за его устранение на основании нарушения им ст. 89 конституции (см. раздел «Особенности законодательной власти»);
— разрешение противоречий, которые не могут быть урегулированы в обычном порядке, между меджлисом и Наблюдательным советом.
Рахбар назначает, отстраняет от должности и отправляет в отставку (ст. 110.6):
— богословов в Наблюдательный совет;
— главу судебной власти;
— главу государственной радиотелекорпорации;
— начальника штаба вооружённых сил, главнокомандующего Корпуса стражей исламской революции и высших чинов вооружённых сил страны.
По конституции допускается передача рахбаром части своих полномочий и обязанностей другому должностному лицу.
Статья 113 конституции устанавливает, что после Верховного лидера исламской революции (рахбара) высшим официальным лицом в стране является президент, действующий как глава исполнительной власти (за исключением вопросов, прямо возложенных на канцелярию рахбара). Ст. 122 устанавливает, что президент ответствен перед народом, рахбаром и меджлисом.
Высший законодательный орган власти — однопалатный парламент — меджлис (Собрание исламского совета). Число мест в парламенте увеличивается в зависимости от роста населения (в 1980 году в нём было 270 депутатов, по итогам выборов 2004 года — 290), он формируется в результате прямого голосования сроком на 4 года. Согласно ст. 71 конституции, меджлис может самостоятельно инициировать законы при условии, что они не противоречат конституции и исламским принципам (ст. 72). Соответствие принимаемых меджлисом законов исламу и конституции устанавливает Наблюдательный совет (Шоурае негахван; другой вариант перевода — Совет стражей), который, согласно ст. 96 конституции, сочетает фактически функции верхней палаты и конституционного контроля. Наблюдательный совет состоит из 12 членов, половину из которых составляют высшие богословы (улемы), назначаемые рахбаром, остальные 6 членов избираются меджлисом из числа кандидатов, которых представляет глава судебной власти. Все принятые меджлисом законопроекты приобретают силу закона только после их одобрения Наблюдательным советом (обязан их рассмотреть в течение 10 дней).
Очень частые противоречия между меджлисом и Наблюдательным советом в 1980-е годы приводили к тому, что ни один из основополагающих законов в тот период не был принят, и правительство было вынуждено работать в условиях законодательного вакуума. В 1988 году в структуру власти был введён Совет по целесообразности принимаемых решений (Маджма-йе тахшис маслахате незам), который выносит окончательное решение в споре между меджлисом и Наблюдательным советом. Постоянные и временные члены Совета назначаются рахбаром страны. Полномочия Совета определяются ст. 111 и 112 конституции.
Глава судебной власти назначается рахбаром. Судебная система испытывает влияние шариата. Активно действуют суды для духовенства (см. «Особенности судебной власти»).
Институциональный дизайн органов власти в Иране и его закрепление в конституции свидетельствуют о том, что система правления в этой стране сочетает в себе элементы религиозной власти, основанной на признании ислама в качестве официальной государственной религии и идеологии, и элементы президентской формы правления.
Гл. XIV конституции фиксирует порядок изменения или внесения дополнений в конституцию. Инициировать этот процесс может сам рахбар после консультаций с членами Совета по целесообразности принимаемых решений или Совета по пересмотру конституции, состоящий из:
— членов Наблюдательного совета;
— глав трёх ветвей власти;
— постоянных членов Совета по целесообразности принимаемых решений;
— пяти членов Совета экспертов;
— десяти назначенных рахбаром авторитетных лиц;
— трёх представителей от совета министров;
— трёх представителей от судебной ветви власти;
— десяти депутатов меджлиса;
— трёх представителей от университетских профессорских кругов.
Решения Совета по пересмотру конституции в случае одобрения и подписи рахбара выносятся на референдум и считаются принятыми, если их поддержит простое большинство избирателей. Не подлежат какому-либо изменению ст. 177 конституции (называется «Пересмотр конституции Советом и референдум»), а также другие статьи конституции, в которых говорится об исламском характере иранской политической системы и её институтов, регулировании и управлении на базе исламских принципов, целях Исламской Республики Иран, официальной исламской религии, духовенстве (имамах Уммы), а также положения, касающиеся национальных референдумов и выносимых на их рассмотрение вопросов.
← Назад | Конституционные основы и конституционные гарантии | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Политическое развитие Персии с древнейших времён до конца правления династии Сефевидов
- Период имперского российского и британского влияния на Персию (XIX — начало XX века)
- Политическое и социальное развитие Персии/Ирана в период правления династии Пехлеви (1926–1979 годы)
- Период консолидации шахского режима (1954–1963 годы)
- Политическое развитие Ирана после Исламской революции 1979 года
- Конституционные основы и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Рахбары Исламской Республики Иран в 1979–2012 годах
- Главы государства (президенты) в 1980–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1979–1989 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ирана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Структура ВВП Исламской Республики Иран на 2007 год
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Сокращение численности населения
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Ирана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге полярника Л. С. Говорухи рассказывается о зимовке на Южных Шетландских ...
В книге рассказывается о закономерностях развития географической сферы Земли — ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...