Иран / Политическое развитие Ирана после Исламской революции 1979 года
16 января 1979 года шах с семьёй бежал из страны. 1 февраля 1979 года в Иран после 14 лет изгнания вернулся аятолла Хомейни. Власть в результате вооружённого восстания перешла в руки Исламского революционного совета. 1 апреля 1979 года по итогам всенародного референдума страна стала называться Исламская республика Иран, что было закреплено в принятой в декабре 1979 года конституции. Революция привела к демонтажу старой политической системы и созданию новой — на исламских принципах, что привело к радикальным переменам в политике, экономике, культуре.
Точками бифуркации на пути к консолидации политической власти в руках исламских клерикалов во главе с аятоллой Хомейни стал «кризис с заложниками» в 1979–1980 годов (захват группой воинствующих студентов посольства США в Тегеране 4 ноября и удержание его сотрудников в течение 444 дней), а также начало в 1980 году войны с Ираком. Эти два события в значительной степени определили дальнейшее направление развития политических процессов и эволюцию режима. К 1981 году отношения между государством и обществом (аль-Умма) стали всецело определять новые исламские институты, в стране была фактически установлена исламская диктатура, опирающаяся не на классы и группы интересов, как при шахе, а на исламскую идеологию и всеохватную сетевую структуру исламского духовенства. Были запрещены все партии, кроме созданной в 1979 году партии исламских клерикалов — Партии Исламской Республики. Однако в отличие от классических диктатур, при которых вся власть концентрируется в руках вождя, в Иране власть распределяется по весьма сложной схеме между духовенством, выступающим духовным, идеологическим и социальным «брокером», между государством и обществом (аль-Умма), исламскими институтами и высшими исламскими лидерами во главе с Хомейни. В соответствии с принципом исламской власти (принцип велаят-е факиф («правление наиболее авторитетного шиитского правоведа»)) исламское государство олицетворяет религиозный лидер, избираемый Собранием экспертов (ст. 107–109 конституции). Военной опорой духовенства, которое на первом этапе революции выполняло и функции судебной власти, стал Корпус стражей исламской революции (КСИР). В 1980 году в Иране началась культурная революция с целями преодоления последствий проведённой шахом «белой революции» (см. преамбулу конституции) и утверждения исламских принципов, которые являются «абсолютными и всеобщими» (ст. 4 конституции). В 1980–1983 годах были закрыты многие высшие учебные заведения, и вся система образования реформирована в соответствии с целями исламской революции (культурную революцию можно определить как процесс «исламизации»).
Не менее радикальными в 1980–1984 годах были изменения в экономической системе Ирана. Процессы национализации, начатые первым президентом Исламской республики Бани-Садром в январе — феврале 1980 года, касались огромной шахской собственности и крупной собственности вообще, включая иностранную, банков, страховых компаний и так далее. Принципы исламской экономики, получившей название «тоухидной экономики» в силу её достаточно жёсткой централизации и распределительного характера, изложены в преамбуле («Экономика — это средство, а не цель» развития), а также в ст. 3 п. 12 конституции.
В 1981–1984 годах Иран предпринимал попытки «экспорта» исламской революции в другие страны: попытка государственного переворота в Бахрейне (январь 1980 года), бомбардировка Кувейта (декабрь 1983 года), отправка стражей исламской революции в Ливан. Практика поддержки исламских фундаменталистов в различных странах, начавшаяся в 1980-х годах, дала некоторые результаты в первой половине 1990-х годов в Судане и Египте.
До середины 1980-х года Иран переживал период международной изоляции. Провал попыток экспорта революций в третьи страны, неблагоприятный ход войны с Ираком вынудили исламское руководство быть более склонным к компромиссам на международной сцене.
По окончании войны с Ираком (1988 год) и после смерти Хомейни (3 июля 1989 года) в действиях иранского руководства утвердился некоторый прагматизм, в стране началась либерализация экономической и политической жизни. Экономические реформы связаны с деятельностью правительства Али Акбара Рафсанджани (занимал пост президента в 1989–1997 годы), а политическая либерализация с деятельностью Мохаммеда Хатами, ставшего президентом в 1997 году.
В период 1978–1988 годов ежегодное падение ВВП составляло не менее 1,5 %, на фоне быстрорастущего населения безработица в 1988 году составляла около 30 %. По уровню доходов страна была отброшена примерно на 20 лет назад. Однако уровень социально-политической мобилизации населения исламским руководством был настолько высок, что, несмотря на фактическое поражение в войне с Ираком и международную изоляцию, режим оказался чрезвычайно эффективным и устойчивым. К середине 1990-х годов экономическое положение в Иране стабилизировалось. В условиях планово-распределительной экономики правительству удалось приступить к решению многих социальных задач, большинство из которых проводились в интересах широких слоев населения.
Политическая либерализация началась в 1997 году с мирной передачи власти от президента Рафсанджани к Хатами (этот факт был крайне неожиданным для многих западных экспертов, исключавших в тот период ценность института выборов в исламском Иране). С приходом Хатами Иран стал постепенно эволюционировать в сторону расширения публичной сферы, создания основ гражданского общества, возрождения политических партий, альтернативных СМИ.
Президентом была выдвинута концепция «диалога цивилизаций», взят курс на большую открытость Ирана внешнему миру. Переизбрание Хатами президентом на выборах 2001 года, последовавшее за победой в 2000 году сторонников реформаторских сил на выборах в парламент, давало надежду на ускорение эволюции режима. В деятельности руководства Ирана в 2001–2003 годах обозначились акценты осуждения терактов в Нью-Йорке, поддержка гуманитарных операций в ходе свержения талибов в Афганистане, которые усиливали вероятность постепенной нормализации американо-иранских отношений. Однако этого не произошло вследствие причисления Ирана Вашингтоном к «оси зла» и его обозначение в качестве вероятной очередной военной цели для американской антитеррористической кампании (и кампании по борьбе с распространением ядерного оружия). Между тем необходимо отметить, что ядерная программа Ирана изначально создавалась ещё при шахе благодаря активной поддержке со стороны стран Западной Европы (в первую очередь, закупка реакторов у Франции в 1974 и ФРГ в 1977 году), а также самих США.
Победа в марте 2005 года на президентских выборах мэра Тегерана Махмуда Ахмадинежада, сторонника сосредоточения власти в исламских структурах, сделавшем ряд выпадов против Израиля и его союзников, как и выборы в меджлис в 2004 году, принёсшие победу консерваторам (в том числе благодаря «административному ресурсу» — снятию многих кандидатов от реформаторских партий и движений), делают перспективу продолжения иранским руководством либеральной политики маловероятной, в том числе по причине явной угрозы его свержения силой.
В середине мая 2006 года представители Ирана заявили, что страна начала процесс обогащения урана из сырья, произведённого в стране (по мнению экспертов МАГАТЭ, до этого момента производилось обогащение материалов, приобретённых в КНР; впрочем, власти Ирана всячески опровергают эти сведения). Центр иранской ядерной программы расположен в городе Натанз провинции Исфахан. К началу 2007 года усилия МАГАТЭ по урегулированию кризиса, связанного с продолжением обогащения урана и расширением строительства центрифуг, не привели к достижению компромисса. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что Исламская Республика сможет осуществлять обогащение урана в промышленном масштабе.
По данным МАГАТЭ, для производства ядерного оружия Ирану потребуется от трёх до семи лет. В последние годы Иран провёл несколько испытаний баллистических ракет среднего радиуса действия, среди которых «Шахаб-3» — модификация северокорейской баллистической ракеты «Нодон», а также модифицированные ракеты Х-55. Наибольшую озабоченность в связи с пусками ракет выразили представители Израиля и США. Тегеран не отрицает, что военное руководство страны рассматривает объекты на территории Израиля как возможные цели в случае полномасштабного вооружённого конфликта. Следует отметить, что за период с 2006 по 2008 год число центрифуг для обогащения урана увеличилось с 1 300 до 4 000.
В ходе парламентских выборов 2008 года иранским реформаторам не удалось восстановить своё влияние, так как многие кандидаты были отстранены от выборов (кандидатуры более 1 700 депутатов от умеренных реформистов отклонил Корпус стражей исламской революции). В результате более 2/3 мест в меджлисе получила пропрезидентская консервативная партия. В марте 2008 года президент Ирана совершил визит в Ирак, где обратился к шиитскому большинству с призывом способствовать ускоренному выводу иностранных войск из страны.
← Назад | Политическое развитие Ирана после Исламской революции 1979 года | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Политическое развитие Персии с древнейших времён до конца правления династии Сефевидов
- Период имперского российского и британского влияния на Персию (XIX — начало XX века)
- Политическое и социальное развитие Персии/Ирана в период правления династии Пехлеви (1926–1979 годы)
- Период консолидации шахского режима (1954–1963 годы)
- Политическое развитие Ирана после Исламской революции 1979 года
- Конституционные основы и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Рахбары Исламской Республики Иран в 1979–2012 годах
- Главы государства (президенты) в 1980–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1979–1989 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ирана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Структура ВВП Исламской Республики Иран на 2007 год
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Сокращение численности населения
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Ирана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1916 года ...
В настоящее издание вошли работы (в виде дневников, статей и заметок) по ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...