Ирак / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
По размеру подтверждённых запасов (115 миллиардов баррелей) нефти Ирак занимает второе место в мире после Саудовской Аравии, однако ирано-иракская война 1980–1988 годов, международные санкции, действовавшие с 1990 по 2003 год, а затем вторжение в марте 2003 года сил коалиции во главе с США самым серьёзным образом подорвали экономику страны. По данным Всемирного банка, ВВП страны в 2000 году составлял 31,8 миллиарда долларов, а к 2003 году он снизился до 12,1 миллиарда долларов.
После свержения режима Саддама Хусейна Ирак столкнулся с целым комплексом экономических проблем: зависимость от нефтяных доходов, нехватка необходимой инфраструктуры, низкий жизненный уровень, неэффективный государственный сектор, неразвитый частный сектор, крупный внешний долг, гиперинфляция и безработица.
После оккупации Ирака Временная коалиционная администрация (март 2003 года — июнь 2004 года) начала предпринимать шаги по восстановлению экономики страны, а также по её либерализации и реформированию.
В ходе реформ был создан независимый Центральный банк Ирака. Была проведена достаточно успешная денежная реформа: 15 января 2004 года был введён новый иракский динар, который оставался стабильным за счёт привязки к доллару США (в 2008 году, по оценочным данным, — 6,8 %).
Несмотря на определённые положительные сдвиги, процесс восстановления и либерализации экономики Ирака был серьёзно затруднён из-за всплеска активности вооружённых экстремистских группировок, сопровождавшего масштабное противостояние между суннитской и шиитской общинами.
По оценочным данным, к августу 2005 года безработица и неполная занятость в Ираке достигли 50 %. При этом из числа занятых около 60 % трудились в теневом секторе экономики.
Из-за сложной макроэкономической ситуации в стране Временной администрации пришлось отказаться от приватизации государственных предприятий, которые доминируют в ключевых секторах хозяйства, нефтяных терминалов и от отмены сельскохозяйственных субсидий, оставив эти вопросы на рассмотрение законного иракского правительства.
Достоверная информация о положении госпредприятий в настоящее время отсутствует. Однако эксперты сходятся во мнении, что иракский госсектор страдает от недостатка современного оборудования и технологий, а также от высоких издержек в связи с неэффективностью производства.
Сокращение к концу 2007 года числа террористических атак и улучшение ситуации в сфере безопасности способствовали росту экономики Ирака. По оценочным данным, в 2008 году прирост ВВП составил 9,8 %. Безработица сократилась по сравнению с 2005 годом до 18,2 %. Однако она остаётся серьёзной проблемой. Преобладание нефтяного сектора усиливает тенденцию к дефициту рабочих мест. Создание рабочих мест за счёт развития трудоёмких секторов (сельское хозяйство и промышленность) является одной из приоритетных задач.
В 2008 году экспорт нефти, который обеспечивает около 90 % валютных поступлений, достиг, по оценочным данным, 2,42 миллионов баррелей в сутки, то есть приблизился к уровню, зарегистрированному накануне вторжения в Ирак коалиционных сил в 2003 году (примерно 2,5 миллионов баррелей в сутки). Однако снижение цен на нефть, начавшееся во второй половине 2008 года, крайне негативно сказалось на доходах страны.
Эксперты МВФ предупреждают, что падение цен на нефть может замедлить восстановление экономики Ирака, и в этой ситуации власти должны уделить повышенное внимание улучшению ситуации в сфере безопасности и чётко определить приоритеты в расходовании имеющихся средств. Чиновники МВФ рекомендуют правительству страны приступить к проведению структурных реформ (реструктуризация банковской системы, развитие частного сектора), а также усилить борьбу с коррупцией, особенно в нефтяном секторе.
В среднесрочной перспективе зависимость от нефтяных доходов может привести к упадку иракской промышленности. Результатом роста нефтяного экспорта может стать повышение курса иракского динара, что в свою очередь может сделать иракские товары менее конкурентоспособными. В результате импорт будет расти, а ненефтяной экспорт — снижаться. В силу данных причин остро стоит необходимость диверсификации экономики.
Во многом нерешённой остаётся проблема восстановления инфраструктуры, необходимой как для удовлетворения самых насущных потребностей населения, так и для привлечения инвестиций и стимулирования развития частного сектора.
Развитию иракской экономики также мешает отсутствие необходимого законодательства. В частности, по состоянию на конец 2008 года в Ираке не было закона о нефти, который бы регулировал добычу углеводородов и привлечение в этот сектор иностранных компаний, которые располагают необходимыми финансовыми возможностями и технологиями. Кроме того, из-за политических разногласий постоянно откладывалось принятие закона о распределении внутри страны доходов от экспорта нефти.
В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2008 года, Ирак назван страной с экономикой «низкого среднего дохода» (lower middle income, доход на душу населения в 2007 году от 936 долларов США до 3 705 долларов). Также в классификации Всемирного банка Ирак определён как страна-заёмщик Международного банка реконструкции и развития (IBRD), что позволяет ему получать несвязанные кредиты от большинства международных финансовых учреждений, включая МБРР.
Согласно оценочным данным, приведённым в CIA World Fact Book, в 2008 году ВВП Ирака составил 93,8 миллиарда долларов США (ВВП по ППС — 113,9 миллиарда долларов), ВВП на душу населения — 4 тысячи долларов.
Отраслевая структура промышленности: нефтедобывающая, химическая, текстильная, кожевенная, производство строительных материалов, пищевая, производство удобрений, металлургия и металлообработка.
В 2008 году рост промышленного производства составил 10,5 %.
Структура экспорта (66,1 миллиарда долларов в 2008 году): нефть — 84 %, сырье — 8 %, продовольствие и скот — 5 %.
Ирак импортирует продовольствие, лекарства, продукцию обрабатывающей промышленности.
Доля основных партнёров во внешнеторговом обороте Ирака (по состоянию на 2007 год):
— экспорт: США 36,8 %, Италия 12,6 %, Республика Корея 9,5 %, КНР 6,3 %, Испания 5,2 %, Канада 4,7 %, Франция 4,4 %, Нидерланды 4,2 %;
— импорт: Сирия 30,5 %, Турция 19,8 %, США 11,1 %, Иордания 5 %, КНР 4,8 %.
В 2007 году количество пользователей Интернета достигло в Ираке 54 тысячи, то есть примерно 0,2 % населения.
В 2005 году количество стационарных телефонов составило 1,547 миллионов, а количество мобильных в 2007 году — 14,021 миллионов (то есть мобильной связью пользовались примерно 47 % населения).
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Древняя Месопотамия
- Ирак в средние века и Новое время
- Создание государства Ирак
- Начало независимого развития Ирака
- Республиканский Ирак
- Правление Саддама Хусейна
- Ирак после свержения Саддама Хусейна
- Современный Ирак
- Ирак: нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1968–2012 годах
- Главы правительства в 1968–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам парламентских выборов 2004 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ирака в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Структура ВВП в 2006 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Основные внешнеполитические контрагенты
- Международные конфликты
- Отношения с Россией
- Экономические контакты
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Попытки неконституционной смены власти или государственных переворотов
- Присутствие на территории страны нелегальных сепаратистских или антиправительственных движений
- Наличие территориальных претензий со стороны иностранных государств
- Наличие угрозы терроризма
- Уровень и характер коррупции
- Положение Ирака в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Сокращение численности населения
- Избыточная миграция
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Раньше лес упрощённо считали «средой, в которой растёт большое количество ...