Иордания / Особенности законодательной власти
Законодательная власть принадлежит Национальному собранию и королю.
Национальное собрание состоит из двух палат — сената и палаты депутатов.
Согласно конституции, число сенаторов в верхней палате, включая спикера, не должно превышать половины от числа членов палаты депутатов (в настоящее время, после внесения в 2003 году поправки в закон о выборах, — 55 и 110 человек соответственно). Сенаторы назначаются королём из числа граждан Иордании старше 40 лет. Кандидат в сенаторы может быть: действующим или бывшим премьер-министром или министром, бывшим послом, спикером нижней палаты парламента, председателем или судьёй кассационного суда, шариатского или гражданского апелляционного суда, офицером запаса в звании от генерал-лейтенанта и старше, бывшим депутатом (опыт парламентской деятельности не менее двух сроков). Кроме того, на эту должность могут быть назначены и иные лица, пользующиеся особым доверием в обществе.
Сенат назначается сроком на четыре года. По истечении данного срока сенатор может быть назначен на ту же должность повторно. Спикер назначается на два года, однако может быть назначен вновь.
В случае роспуска нижней палаты заседания сената временно не проводятся.
Палата депутатов избирается всеобщим голосованием сроком на четыре года. Король может продлить срок работы палаты на срок не менее одного года, но не более двух лет. В случае если новые выборы по той или иной причине не состоялись, до проведения выборов работу продолжает прежний состав.
Палата избирает спикера на один год, но в дальнейшем он может быть переизбран.
Кандидат в депутаты должен быть старше 30 лет. Он не должен приходиться близким родственником королю (степень этого родства регулируется особым законом), иметь заинтересованность в заключении какого-либо делового соглашения с правительством, принадлежать к организациям антиконституционного характера. Дополнительные требования включают в себя: наличие иорданского гражданства, отсутствие нерешённых вопросов о банкротстве, отсутствие непогашенных судимостей, влекущих за собой поражение в пассивном избирательном праве, и отсутствие проблем с психикой. (Все перечисленные требования относятся также к сенаторам.)
В случае выявления несоответствия уже избранного парламентария конституционным критериям он лишается мандата двумя третями членов его палаты. Сенатор или депутат может быть подвергнут задержанию или суду с согласия абсолютного большинства членов его палаты.
Законопроекты, кроме ряда специально оговорённых случаев, принимаются большинством голосов.
Премьер-министр предоставляет все законопроекты на рассмотрение в нижнюю палату парламента, после чего, вне зависимости от результатов рассмотрения, законопроект направляется в сенат. В случае принятия законопроекта обеими палатами он направляется на подпись королю. Если законопроект дважды отвергается обеими палатами, он подлежит рассмотрению на совместном заседании под председательством спикера сената, где для одобрения требуется две трети голосов присутствующих. Отвергнутый на совместном заседании законопроект может быть повторно внесён в парламент только в ходе следующей сессии.
Король может направить принятый законопроект на повторное рассмотрение и доработку в парламент. В случае повторного одобрения двумя третями голосов в обеих палатах король подписывает и обнародует закон. В противном случае повторное рассмотрение проводится в ходе следующей сессии.
В перерывах между сессиями и в случае роспуска парламента совет министров может с одобрения короля принимать временные законы, которые подлежат проверке со стороны Национального собрания после возобновления им работы. Если парламент отвергает данные законы, они немедленно объявляются утратившими силу.
Черновой вариант законопроекта выдвигается группой не менее чем из десяти сенаторов или депутатов. После согласования в профильном комитете и одобрения палаты он направляется в правительство, которое возвращает в парламент для окончательного рассмотрения официальный текст законопроекта.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Территория Иордании до провозглашения независимого Хашимитского королевства
- Новейшая история (с 1946 года)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (монархи) в 1953–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1973–2012 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в палате депутатов по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Иордании в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Иордании в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Природу нашей великой Родины постоянно и планомерно изучает огромная армия ...
Книга посвящена новой для географической науки научной области — гуманитарной ...