Индонезия / Постколониальный период
После капитуляции Японии 15 августа 1945 года Индонезия обрела фактическую независимость. Не дожидаясь возвращения голландцев, Сукарно и Хатта 17 августа 1945 года провозгласили независимость новой Республики Индонезия. На следующий день Комиссия по подготовке независимости утвердила текст Временной конституции Республики Индонезия. В 1947 году Голландия начала активные боевые действия для восстановления статус-кво. Боевые действия продолжались 2 года. В 1949 году Голландия под давлением ООН и США была вынуждена признать независимость Индонезии.
17 августа 1950 года была провозглашена независимая унитарная Республика Индонезия во главе с Сукарно. По принятой тогда же временной конституции всю полноту исполнительной власти приобретало правительство, подотчётное парламенту, а полномочия президента ограничены. Индонезия была разделена на провинции. В 1950 году Индонезия становится членом ООН.
В течение 5 лет (1950–1955) внутренняя ситуация в Индонезии была далека от стабильности как в экономике, так и в политике. В непростых условиях были проведены всеобщие демократические выборы (29 сентября 1955 года), первые за всю историю Индонезии. Устойчивого большинства в Учредительном собрании ни одна из политических сил не получила. Равное число голосов досталось четырём политическим партиям: Индонезийской Национальной Партии (НПИ), двум мусульманским партиям — Машуми, представлявшей реформистов, и Нахдатул Улама (НУ), включавшей приверженцев традиционного национализма, а также Коммунистической партии Индонезии (КПИ). Слабые парламентские правительства, неспособные эффективно управлять страной, коллапсировали одно за другим, иногда в этот процесс вмешивалась набирающаяся политическую силу армия.
В 1959 году первый президент Сукарно при поддержки армии провозгласил временную конституцию 1950 года не имеющей юридической силы и восстановил конституционный акт 1945 года. Новую систему Сукарно назвал «направляемой демократией», в рамках которой он получил достаточно возможностей, чтобы сохранять баланс трёх главных политических составляющих: ИКП, армии и своей личной власти. Основной целью было названо строительство «индонезийского социализма». Постепенно курс «направляемой демократии» Сукарно становился все более авторитарным (в 1960 году распущен парламент, запрещены партии Машуми и Социалистическая Партия Индонезии) и прокоммунистическим (массовые организации коммунистов при молчаливой поддержке Сукарно вступили в активное противостояние с мусульманскими организациями на Яве). Эти действия и резкое ухудшение экономического положения вызывают рост недовольства других групп.
Неустойчивое равновесие, позволявшее Сукарно оставаться у власти, продлилось до 1965 года, когда армия, возглавляемая генералом Сухарто, предотвратила попытку государственного переворота. В его подготовке была обвинена ИКП, последовали массовые репрессии, в ходе которых было убито, по разным оценкам, от 300 до 700 тысяч человек, в основном этнических китайцев и безземельных крестьян, якобы симпатизировавших коммунистам.
Попытки Сукарно справиться с ситуацией оказались тщетны, фактическая власть перешла к военным. 12 марта 1966 года вновь образованное правительство во главе с Сухарто, которому Сукарно передал все полномочия, наложило запрет на деятельность КПИ, затем последовали аресты членов бывшего кабинета министров и чистка парламента от представителей левых фракций. 27 марта 1968 года Временный Народного Консультативный Конгресса (ВНКК) избрал генерала Сухарто президентом Индонезии, сохранив за ним все чрезвычайные полномочия.
«Новый порядок» Сухарто изменил всю политическую систему страны. Деятельность политических партий была жёстко ограничена, кроме ставшей оплотом режима политической организации Голкар (объединения государственных служащих, людей творческих профессий, кадровых военных и различных функциональных групп), право участвовать в политической деятельности получили только две партии:
Индонезийская Демократическая Партию (ДЛИ), в которую были насильно объединены мелкие националистические и христианские партии, и Партия единства и развития, заменившая собой сразу 4 мусульманских партии. В 1968 году военные законодательно получили 22 % мест в парламенте и 33 % в Народном Консультативном Конгрессе (НКК). В условиях жёсткого армейского контроля на выборах в парламент и местные органы власти 1971 года Голкар уверенно победила оппозицию. В последующие 20 лет она являлась основной политической силой в стране с наибольшим представительством в высших органах законодательной власти. Народный консультативный конгресс регулярно переизбирал Сухарто на пост президента (1973, 1978, 1983, 1988 и 1993 годах).
Правительству Сухарто удалось стабилизировать экономическую ситуацию и добиться притока иностранных капиталовложений, а также содействия Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка. Оздоровлению экономики Индонезии также способствовал нефтяной бум, начавшийся в конце 1960-х годов. Правительство Сухарто взяло нефтяную промышленность под свой полный контроль, а полученные средства направлялись на осуществление программ развития социальной и экономической инфраструктуры государства, а также для поддержки сельского хозяйства и общеобразовательных программ. Основой идеологии «Нового порядка» являлись индонезийский национализм и концепция «Панчасила».
Несмотря на значительные экономические успехи авторитарного режима, он порождал и новые проблемы, на окраинах государства возникли очаги насилия с сепаратистскими движениями (Ачех, Восточный Тимор, Папуа), а новое общество, возникшее к началу 1990-х годов, не хотело мириться со сложившейся политической ситуацией: отсутствием открытых политических дебатов и честной предвыборной борьбы, постоянным вмешательством армии во внутренние дела управления.
Тяжёлым ударом для Индонезии стал экономический кризис, поразивший всю Восточную и Юго-Восточную Азию в 1997–1998 годах. Национальная валюта была девальвирована, более 4 млн человек остались без работы, взрывной рост цен на товары первой необходимости привёл к дестабилизации общественного порядка. Несмотря на формальное подтверждение президентских полномочий в 1998 году на съезде НПП, Сухарто потерял контроль над ситуацией, массовые антиправительственные выступления становились все многочисленнее, оппозиции удалось консолидировать свои усилия. Демонстрации переросли в мятежи по всей стране, в ходе которых погибли до 12 000 человек. Масштаб выступлений не позволял Сухарто оставаться у власти, в мае 1998 года на пост президента вступил вице-президент Хабиби. Было объявлено о начале реформ.
Правительство Хабиби ослабило контроль над средствами массовой информации и сняло запрет на формирование политических партий, подтвердив намерение провести президентские и парламентские выборы. Уже через месяц в стране были зарегистрированы более 40 новых политических партий. Парламентские выборы состоялись 7 июня 1999 года. Избирателям была предоставлена возможность голосовать за 48 политических партий. По итогам голосования первое место получила оппозиционная Индонезийская Демократическая Партия (Борьбы), возглавляемая дочерью первого президента Сукарно. ДПИ(б) получила 153 места в Совете Народных Представителей (НП), набрав 33,7 % голосов. Голкар, преобразованная в партию, завоевала 120 мест, получив 20,9 % голосов, Партия единства и развития — 58 мест (10,7 %), Партия национального пробуждения — 51 место (17,1 %) и Партия национального мандата — 35 мест (7,3 %). Ещё 14 партий прошли в парламент, получив незначительное число мест (44).
Президентом Индонезии стал лидер Партии национального пробуждения Абдуррахман Вахид, пост вице-президента получила лидер партии ДПИ(б) Мегавати Сукарнопутри. Но положение в стране оставалось тяжёлым, к экономическим и территориальным (в Восточный Тимор были введены силы ООН) проблемам добавились межконфессиональные и этнические конфликты, вспыхнувшие на Ломбоке, Сумбаве, Сулавеси и Молуккских островах. На Калимантане в 2001 году конфликт даяков и мадурцев принял устрашающие формы, правительству пришлось эвакуировать тысячи людей. Президент Вахид вступил в конфронтацию с законодательным органом, но полиция и армия перешли на сторону НПП, Вахиду был вынесен импичмент, новым президентом Индонезии 23 июля 2001 года стала Мегавати Сукарнопутри (ДПИ(б)).
Основной проблемой, которая встала перед Мегавати Сукарнопутри, оказалась проблема безопасности и борьбы с терроризмом. Радикальные исламистские группировки и, в первую очередь, «Джамаа Исламийа» провели целую серию терактов, в которых погибли сотни людей. Территориальный конфликт в Ачехе достиг своего пика, вылившись в настоящую войну. Всё это неблагоприятно сказалось на уровне доверия к правительству Мегавати Сукарнопутри.
Президентские и парламентские выборы 2004 года, проходившие по новой схеме согласно принятым к конституции поправкам, привели к смене власти. На парламентских выборах победила партия Голкар, заняв 128 из 550 мест (21,6 %), ДПИ(б) финишировала второй и получила 109 мест (18,5 %), Партия единства и развития — 58 мест, Демократическая партия (ДП) — 57 мест, Партия национального пробуждения (ПКБ) — 52 места, Партия национального мандата (ПАН) — 52 места и исламистская Партия процветания и справедливости (ПКС) — 45 мест. По итогам парламентских выборов наиболее успешные партии выдвинули кандидатов на пост президента страны, впервые выборы президента Индонезии были прямыми и всенародными. Избирательная процедура принесла неожиданный результат, во втором туре генерал в отставке и бывший министр безопасности Сусило Бамбанг Юдойоно (кандидат от ДП, поддержанный Партией справедливости и единства Индонезии и Партией звезды и полумесяца) победил Мегавати Сукарнопутри, которую поддержал блок партий во главе с ДПИ (б), Голкар и Нахдлатул Улама. Сусило Бамбанг Юдойоно получил 60,9 % голосов избирателей и стал первым всенародно избранным президентом Республики Индонезия (срок полномочий — 5 лет). После легитимной и бескровной смены власти можно говорить о том, что индонезийская демократия успешно консолидировалась, единственными политическими субъектами не воспринявшими новый институциональный дизайн, оказались исламистские террористические группировки. Из последних политических достижений правительства Сусило Бамбанг Юдойоно можно отметить достижение мирных договорённостей с ачехскими сепаратистами. В 2006 году там прошли первые демократические выборы. Ачех получил статус автономной провинции.
← Назад | Постколониальный период | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Юго-Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Доколониальный период
- Колониальный период
- Постколониальный период
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1945–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Территориальные конфликты
- Религиозные конфликты
- Деятельность радикальных исламистских движений («Джамаа Исламийя»)
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Партии Индонезии, представленные в парламенте
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В монографии обобщены результаты многолетних (1958–2004 годы) гидробиологических ...
В этой книге читатели вместе с автором совершат увлекательное путешествие по ...