НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния

Индия / НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния

Гражданское общество в Индии является необходимым элементом обеспечения демократического правления в стране. Организации, представляющие наиболее активную часть индийского гражданского общества, выполняют те функции, которые государство или политические партии реализуют неэффективно и/или непоследовательно.

Индийские гражданские организации (включая неправительственные организации, феминистские и экологические организации, организации и движения меньшинств), профессиональные ассоциации (как работников, так и работодателей) стали, начиная с 1970-х годов, участниками политических процессов в стране. Политические партии остаются главными действующими лицами индийской политики, но учитывают рост гражданского общества, стремясь «захватить» отдельные влиятельные организации и/или сотрудничать с их активистами (в том числе в конъюнктурных целях — для наращивания базы электоральной поддержки). Получая моральную или материальную поддержку от партий и государства, гражданские организации повышают вероятность реализации выражаемых интересов, но одновременно теряют автономию (отсюда скандалы, связанные с использованием политиками НПО против конкурентов).

По некоторым оценкам середины 1990-х годов (более свежих данных нет), в стране на тот момент насчитывалось от 50 до 100 тысяч НПО. Трудности в подсчёте имеют как объективные (население, размеры страны и тому подобного), так и субъективные (гибкость и нестабильность организаций, опасения широкой огласки деятельности, которая может привести к напряжённым отношениям с местными властями и влиятельными людьми) причины. Немало организаций (на тот момент до 15 тысяч) опирались и опираются на финансовую помощь зарубежных НПО, международных организаций или индийского и зарубежных правительств.

Традиционным направлением деятельности индийских гражданских организаций является поддержка программ развития (часто в сотрудничестве с правительством), то есть участие в борьбе с неграмотностью, в распространении передовых сельскохозяйственных технологий, в повышении качества медицинского обслуживания населения и тому подобного. Сравнительно новые направления деятельности специализированных НПО — защита прав женщин и детей, охрана окружающей среды. После отмены чрезвычайного положения 1975–1977 годов в Индии начали распространяться организации, имеющие целью защиту прав человека и гражданских прав (англ. human rights and pro-democracy groups). Значительное развитие получили движения и организации зарегистрированных каст и племён (коллективно обозначаются как далиты). Кроме того, в Индии существует немало НПО, выражающих специализированные интересы, то есть групп граждан определённых профессий, престарелых, инвалидов, беженцев и др. (англ. special interest groups).

Формы работы гражданских организаций весьма разнообразны — от прямого участия в программах развития (обучение, медицинская помощь и так далее) до проведения экспертиз и исследований, массовых акций протеста, юридической помощи, лоббистских кампаний.

Вне организованных форм находится деятельность отдельных активистов, например, журналистов, проводящих собственные расследования (весьма широко распространённая практика в 1980–1990-х годах), экспертов или простых граждан.

Реакция государства, бюрократии и политических партий на проявления ответственного гражданского участия противоречива. Приветствуется деятельность организаций, поддерживающих программы развития (некоторые из них финансируются государством). Партии стараются заручиться поддержкой особо влиятельных и многочисленных НПО и ассоциаций. Бюрократия в целом гораздо менее отзывчива на требования со стороны общества.

Профсоюзные и предпринимательские организации Индии считаются одними из наиболее развитых в Азии. Подробнее о них см. в пункте «Роль корпоративных компонентов политической системы, групп интересов и групп влияния».

По экспертным оценкам, деятельность в Индии гражданских организаций, организаций меньшинств, групп специальных интересов, профессиональных ассоциаций и тому подобного направлена, прежде всего, на то, чтобы сделать государство, политическую систему более соответствующими идеалам справедливости и демократии, зафиксированным в конституции, более отзывчивыми к законным требованиям социальных групп.

В силу представительного характера индийской демократии, специфики партийной системы страны и больших размеров (а также закрытости, непрозрачности) бюрократии непартийные компоненты политической системы отходят на второй план: функции представительства возложены в первую очередь на партии, агрегирующие и выражающие как можно полнее (в идеале) многочисленные законные социальные интересы. Самоорганизация и выражение в политике разнообразных социальных (групповых и индивидуальных) интересов не запрещается и вполне возможны вне партийной системы (через различные гражданские организации и действия, вплоть до лоббистских кампаний или массовых протестов), но эффективное выражение достижимо через партийную систему и/или связанные с ней группы и организации, а также бюрократический аппарат. В последнем случае успех в продвижении интересов достигается посредством подкупа чиновников или через неформальные связи дополитического характера с представителями государственного аппарата, основанные на родственной, кастовой и тому подобной принадлежности; данные практики расцениваются как коррупционные и считаются незаконными (подлежат осуждению и наказанию).

Можно сделать вывод о том, что эффективное представительство социальных интересов в Индии возможно преимущественно через партийные и корпоратистские (то есть опосредованные, а не прямые) механизмы.

Подробнее рассмотрим деятельность организаций, выражающих профессиональные интересы, то есть профсоюзов и предпринимательских организаций.

Профсоюзное движение Индии относится к числу наиболее развитых в развивающемся мире. Оно зародилось в 1920-х годах во время национально-освободительной борьбы, которую возглавлял ИНК. В настоящее время индийские профсоюзы совмещают как свои прямые функции защиты экономических интересов трудящихся, так и функции групп поддержки для партий, например, Индийский национальный конгресс профсоюзов — для ИНК, Союз индийских рабочих — для БДП, Всеиндийский конгресс профсоюзов — для КПИ, Индийский центр профсоюзов — для КПИ (марксистской). Конгресс объединённых профсоюзов находится под влиянием ряда левых партий и организаций.

Для профсоюзного движения Индии характерны: разветвлённая структура; организованность; чёткая социальная ориентация; социализирующая и просветительская функция; устойчивая организационная связь с политическими партиями: практически все основные политические партии страны (ИНК, коммунисты, БДП) пользуются поддержкой ассоциированных с ними профсоюзов. Впрочем, упомянутые профсоюзы объединяют сравнительно небольшое число трудящихся, работающих в наиболее развитых секторах промышленности.

Помимо профсоюзов в Индии активно действуют организации крестьян и сельских рабочих. Многие из них также тесно связаны с партиями. В целом, крестьянское движение (при известной многочисленности членов) не является чем-то монолитным, в том числе в силу несовпадения интересов производителей из разных штатов и с разной специализацией.

Крупнейшие организации крестьян и сельскохозяйственных рабочих — Всеиндийское крестьянское собрание (Кисан Сабха; находится под контролем коммунистов), Союз сельскохозяйственных рабочих Индии и др.

Наиболее влиятельными ассоциациями предпринимателей являются: Федерация индийских торгово-промышленных палат (создана в 1927 году; выражает прямо или косвенно интересы более 250 тысяч компаний; насчитывает в своём составе более 1 500 корпоративных членов, а также более 500 торгово-промышленных палат из индийских штатов и конкретных секторов экономики), Конфедерация индийской промышленности (создана более 110 лет назад; прямое членство более 5 тысяч частных и государственных компаний и непрямое членство более 80 тысяч компаний, входящих в состав почти 300 специализированных индийских бизнес-ассоциаций) , Ассоциированные торгово-промышленные палаты Индии (более 100 тысяч корпоративных и частных членов), Всеиндийская промышленная ассоциация и др. Упомянутые организации стремятся поддерживать прозрачные отношения с правительственными структурами для разработки (коррекции) национальной экономической политики, взаимодействуют с политическими партиями для продвижения интересов предпринимательского сообщества и тому подобного.


←   Назад  |   НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния   |   Вперёд   →



 

Полезные ископаемые Сибири / Полезные ископаемые Сибири: основания для поисков и разведок рудных месторождений. В 2-х частях, со 108-ю чертежами и 9-ю рисунками в тексте. Часть 1. Автор — горный инженер В.С. Реутовский. Санкт-Петербург, издание Горного Департамента, типография Розена, 1905 года. Воспроизведено в оригинальной авПолезные ископаемые Сибири
Полезные ископаемые Сибири: основания для поисков и разведок рудных ...
Мы живем в ледниковый период? / Автор книги, молодой учёный, сам неоднократно участвовал в экспедициях на ледники, зимовал в Антарктиде и на Новой Земле, работал на ледниках высочайшей вершины Европы — Эльбруса. На страницах книги он делится своими впечатлениями о путешествиях в далёкие полярные страны, о чудесной природе ледниковМы живем в ледниковый период?
Автор книги, молодой учёный, сам неоднократно участвовал в экспедициях на ледники ...
В поисках Индии. Великие географические открытия с древности до начала XVI века / Первые дальние плавания народов Средиземноморья. Необыкновенные путешествия Марко Поло. Великие морские походы Колумба и его последователей в поисках Индии — Алонсо де Охеда, Хуана де ла Коса, Висенте Пинсона, Педро Альвареса Кабраля, Белеса де Мендосы, Хуана Бермудеса, Диего Веласкеса, Васко де БалВ поисках Индии. Великие географические открытия с древности до начала XVI века
Первые дальние плавания народов Средиземноморья. Необыкновенные путешествия ...