Индия / Особенности партийной системы
Партии занимают центральное место в политическом процессе в Индии. Они выполняют следующие функции: вводят в политику ранее не участвовавшие социальные группы (политически интегрируют социум), выражают политические, социальные и пр. интересы в политике, способствуют урегулированию конфликтов в сфере гражданских отношений (конфликты институционализируются, ограничиваются правилами), структурируют (организуют и направляют, вводя в законные рамки) участие граждан в политическом процессе, формируют политическое лидерство в стране, обеспечивают «обратную связь» между государством и обществом, между Индийским союзом и его составными частями, между различными группами на всех уровнях административно-территориального устройства страны.
Партийная система Индии имеет сложную структуру и богатую историю. В первых после обретения независимости всеобщих выборах участвовали более 100 партий и политических групп, однако наибольших успехов в общенациональном масштабе до своего раскола добивался Индийский национальный конгресс (ИНК), учреждённый в 1885 году.
Партии в Индии подразделяются на «партии штатов» (региональные) и «национальные»: на 2003 год «партий штатов» насчитывалось 50, «национальных» — 6. Партии в Индии должны пройти процедуру регистрации (не является обязательной для политических движений и групп), что даёт кандидатам зарегистрированных партий некоторые преимущества на выборах (например, возможность использовать закреплённые за партией символы в избирательных бюллетенях). Партия признается (регистрируется) в качестве «партии штатов» (или региональной) в двух случаях:
1) если она занималась политической деятельностью на протяжении 5 лет без перерывов, на последних выборах провела или не менее 1 своего кандидата на каждые 25 мест в народной палате (нижняя палата федерального парламента), или не менее 1 своего кандидата на каждые 30 мест в законодательной ассамблее штата;
2) на последних выборах в этом штате в Народную палату (нижняя палата федерального парламента) или законодательную ассамблею штата получила не менее 6 % от общего количества действительных бюллетеней, поданных в этом штате.
Партия, зарегистрированная как «партия штатов» не менее чем в 4 штатах, автоматически получает статус всеиндийской («национальной») партии. Если партия не сможет на следующих выборах выполнить требования, зафиксированные для «партии штатов» и/или для «национальной партии», то лишится соответствующего статуса.
Сейчас отмечается рост влияния партий (как результат федеративной структуры Индии и ослабления ИНК), отстаивающих интересы штатов, в которых они образовывались. В 1990-е годы даже крупные индийские партии вынуждены были вступать в коалиции на национальном и региональном уровнях. Поскольку в таких коалициях участвуют партии и группы с отличающимися политическими платформами и амбициозными лидерами, коалиции недолговечны. Наблюдается частый переход лидеров и поддерживающих их групп из партии в партию для достижения личных политических целей; нарастают неустойчивость и фрагментированность партийной системы. Предпринимаемые меры для предотвращения такой практики, в том числе конституционная поправка 1985 года о лишении (в большинстве случаев) членства в национальной или региональной легислатуре за смену партийной принадлежности, не дают ожидаемых результатов.
Фактором, влияющим на партии, является коррупция: в глазах избирателей партийная система Индии — крайне коррумпирована, что является одним из источников нестабильности существующих партий (коррупционные скандалы).
← Назад | Особенности партийной системы | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Древняя и средневековая Индия
- Европейская экспансия
- Колониальное господство (вторая половина XIX — начало XX века)
- Борьба против колониального господства и реформы управления Индией
- Основные этапы развития независимой Индии
- Коррекция курса Неру
- Индия: нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1950–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1947–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и прочее)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Индийский национальный конгресс (ИНК)
- Распределение мест в национальном собрании по итогам парламентских выборов 10 мая 2004 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Всемирный рейтинг свободы прессы — 2004 года
- Положение Индии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с США и Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Индии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
А. Томилин — преподаватель института. Его новая книга, которую издательство ...
Страсть к приключениям — в природе человека. История подтверждает этот факт ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...