Индия / Особенности законодательной власти
Законодательная ветвь власти в Индийском союзе представлена двухпалатным парламентом (хинди Sansad), состоящим из Совета штатов (хинди Rajya Sabha) — верхняя палата, и Народной палаты (хинди Lok Sabha) — нижняя палата. Согласно ст. 79 конституции, президент также является частью парламента.
Совет штатов является представительным органом субъектов федерации. В его составе насчитывается не более 250 человек (на начало июля 2005 года — 244 человека). Члены совета штатов избираются законодательными ассамблеями соответствующих штатов и союзных территорий на основании квот, определяемых по материалам переписи населения. Президент может назначить до 12 представителей совета на срок 6 лет на основании их вклада в литературу, науку, искусство и их общественной деятельности. Совет штатов не подлежит роспуску; одна треть его состава обновляется каждые два года. Совет штатов располагает законодательной инициативой (за исключением финансовых законов).
Максимально допустимое количество членов Народной палаты (располагает законодательной инициативой по всем вопросам, имеющим отношение к союзной компетенции, за исключением учреждения новых гражданских служб) — 552 человека; из них 530 избираются прямым голосованием в избирательных округах штатов (квота по штатам определяется по материалам переписи), до 20 — прямым голосованием от союзных территорий, 2 могут быть назначены президентом для представительства англо-индийского сообщества (если президент сочтёт, что оно представлено недостаточно). Предусмотрены конституционные процедуры роспуска нижней палаты парламента. В условиях чрезвычайного положения в стране парламент может продлить полномочия нижней палаты сроком до 1 года.
Совет министров несёт ответственность только перед Народной палатой (может выразить вотум недоверия правительству и потребовать его смещения). Законы, имеющие отношение к финансовой сфере, принимает только Народная палата. Президент обладает правом распустить её раньше по рекомендации премьер-министра или в случае отставки правительства. Совет штатов имеет особые полномочия по инициированию закона (с последующим его принятием парламентом), относящегося к компетенции штатов, или по созданию какой-либо государственной гражданской службы в интересах Союза и штатов (с последующим принятием парламентом соответствующего закона).
Существенные законодательные инициативы исходят от кабинета министров и высокопоставленных чиновников и затем оформляются в одной из палат парламента. Законопроекты (билли) должны пройти через обе палаты парламента прежде, чем попадут к президенту на утверждение и станут законами (актами). Совет штатов располагает правом вето на все законы, за исключением финансовых (англ. Money Bill). Преодолеть вето верхней палаты возможно на совместном заседании палат, на котором члены палат имеют по одному голосу, что обеспечивает преимущество нижней палаты парламента. После прохождения финансового закона в нижней палате, он передаётся на рассмотрение Совету штатов, который должен в течение 14 дней вернуть его с соответствующими рекомендациями нижней палате; она может принять или отклонить эти рекомендации. Если рекомендации Совета штатов приняты, то такой закон считается принятым обеими палатами, если нет — то он всё равно считается прошедшим через обе палаты, но принятым нижней палатой без учёта рекомендаций, сделанных Советом штатов.
Кроме законотворчества парламент Индии осуществляет функцию парламентского контроля над исполнительной ветвью власти и действует в интересах защиты гражданских прав и свобод посредством резолюций, предложений о прекращении прений, обсуждений и запросов министрам и тому подобного.
В случае нарушения президентом конституции любая из палат парламента (требуется резолюция, принятая большинством в две трети палаты) может инициировать процедуру импичмента. После принятия такой резолюции расследование ведётся палатой (при поддержке соответствующих служб), не выдвигавшей обвинения против президента. Если результатом расследования становится резолюция (принимается двумя третями состава палаты, проводившей расследование), в которой обвинения признаны подтверждёнными, то такая резолюция означает автоматическое отстранение президента от должности.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Древняя и средневековая Индия
- Европейская экспансия
- Колониальное господство (вторая половина XIX — начало XX века)
- Борьба против колониального господства и реформы управления Индией
- Основные этапы развития независимой Индии
- Коррекция курса Неру
- Индия: нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1950–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1947–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и прочее)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Индийский национальный конгресс (ИНК)
- Распределение мест в национальном собрании по итогам парламентских выборов 10 мая 2004 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Всемирный рейтинг свободы прессы — 2004 года
- Положение Индии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с США и Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Индии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге доступным языком, с использованием прилагаемого краткого геологического ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1922 года ...
В книге даётся подробная характеристика экономических и международно-правовых ...