Индия / Особенности исполнительной власти
Исполнительная власть в Индийском союзе представлена президентом, вице-президентом и советом министров во главе с премьер-министром.
Президент Индии — глава исполнительной власти Союза, главнокомандующий его вооружённых сил. В конституции отсутствует прямое положение о том, что президент Индийского союза является главой государства, но фактически он исполняет эту роль, а роль главы исполнительной власти — вторичная функция, поскольку президент несамостоятелен в своих действиях (за некоторым исключением), так как обязан подчиняться рекомендациям совета министров (поправка 42, принятая в 1976 году). Президент назначает премьер-министра, однако на этот пост, как правило, выдвигается лидер партии (коалиции), имеющей большинство в нижней палате союзного парламента. Кандидатуры министров, которые официально утверждаются президентом, предлагает премьер-министр. Президент также назначает губернаторов штатов, председателя Верховного суда (и по его рекомендации — членов Верховного суда) и членов Высших судов штатов (после консультаций с председателем Верховного суда Индии и губернатором соответствующего штата).
Законодательные акты индийского парламента и частично акты штатов вступают в силу после подписания их президентом. Президент не может отказать в подписании билля (законопроекта), но имеет право отправить его на повторное рассмотрение и переголосование обеими палатами, после чего уже не может отклонить его подписание. Президент не может отказать в подписании финансового закона. Президент участвует в законотворческой деятельности (обладает правом законодательной инициативы) во время перерывов в работе парламента, который должен утвердить или отклонить президентские указы (равные по силе парламентским актам) в течение 6 недель после начала парламентской сессии. Глава государства имеет право объявлять чрезвычайное положение в стране (англ. Emergency Rule) или отдельных штатах (то есть распустить правительство штата и ввести прямое президентское правление — англ. President’s Rule) «ввиду несостоятельности конституционного механизма», в случае серьёзной угрозы безопасности из-за внешней агрессии или «внутренних беспорядков». Чрезвычайное положение в стране отменяется через два месяца после введения, если обе палаты парламента проголосуют за его отмену. Чрезвычайное положение обычно длится 6 месяцев и может быть продлено на 1 год (прямое президентское правление в штате Джамму и Кашмир в 1990-е годы действовало более 5 лет). Президент располагает полномочиями издавать в период чрезвычайного положения законы, обязательные для исполнения во всех штатах страны. Чрезвычайное положение (в форме прямого президентского правления в штатах) — весьма распространённая практика: в 1947–1966 годах вводилось 10 раз, в 1966–1977 годах и 1980–1984 годах (премьер-министр Индира Ганди) — 41 раз.
Президент избирается на пятилетний срок членами обеих палат федерального парламента и легислатурами штатов. Президент может быть переизбран на второй срок.
Вице-президент, избираемый обеими палатами федерального парламента, председательствует (по должности) в верхней палате парламента — совете штатов. Если президент будет отстранён от должности, подаст в отставку или скончается, то вице-президент (до выборов нового президента в течение 6 месяцев) будет исполнять его обязанности в полном объёме. Также он исполняет обязанности президента, если последний временно не способен по какой-то причине исполнять свои функции (до восстановления такой способности).
Совет министров — орган исполнительной власти, призванный содействовать исполнению президентом его конституционных обязанностей: согласно ст. 74 конституции, совет министров помогает и советует президенту, который обязан действовать в соответствии с такими рекомендациями. Если президент не согласен с рекомендациями совета министров, он может просить его пересмотреть такие рекомендации и после их пересмотра (даже если фактически рекомендации не претерпели изменения) обязан действовать в соответствии с ними. Члены совета министров назначаются президентом по представлению премьер-министра. Премьер-министр может предложить президенту утвердить министром кандидата, не являющегося членом парламента. В этом случае кандидат может избираться в парламент или стать членом парламента по назначению в течение 6 месяцев (если этого не произошло, он лишается должности министра). Совет министров состоит из министров кабинета, государственных министров, заместителей министров. Во главе совета министров — премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии большинства в парламенте (или коалиции большинства) и утверждённый президентом. Премьер-министр может совмещать исполнение своей должности с руководством каким-либо ключевым министерством; министры также могут совмещать руководство несколькими министерствами (премьер-министр Нарасимха Рао к августу 1995 года руководил 13 министерствами; действующий премьер-министр М. Сингх руководит 6 министерствами). При отборе кандидатов во внимание принимаются не только профессиональные и личные качества, но и принадлежность к различным группам правящей партии или коалиции, кастам, религиозным или этническим группам, регионам. Кабинет во главе с премьер-министром коллегиально ответственен перед нижней палатой парламента.
Хотя совет министров обладает, согласно конституции, наиболее значимыми исполнительными полномочиями, уже не одно десятилетие наблюдается усиление Канцелярии премьер-министра, являющейся внеконституционным органом, состоящим из высокопоставленных кадровых государственных служащих. Это позволяет даже при частой смене состава правительства (премьер-министр Раджив Ганди в 1984–1989 годах 36 раз менял состав совета министров, то есть в среднем раз в 7 недель) не парализовать ежедневную деятельность исполнительной ветви власти.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Древняя и средневековая Индия
- Европейская экспансия
- Колониальное господство (вторая половина XIX — начало XX века)
- Борьба против колониального господства и реформы управления Индией
- Основные этапы развития независимой Индии
- Коррекция курса Неру
- Индия: нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1950–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1947–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и прочее)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Индийский национальный конгресс (ИНК)
- Распределение мест в национальном собрании по итогам парламентских выборов 10 мая 2004 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Всемирный рейтинг свободы прессы — 2004 года
- Положение Индии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с США и Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Индии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Отпечатано по распоряжению Канцелярии Министерства путей сообщения. ...