Индия / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
В Индийском союзе конституционно закреплён и реализован принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Аналогичный принцип реализован и на уровне составных частей Индийского союза — штатов и союзных территорий.
Несмотря на высокий уровень централизации федеративной (союзной) системы в Индии присутствует ещё одно измерение разделения властей и полномочий — между Индийским союзом и его составными частями (штатами и союзными территориями).
Разделение властей в Индии имеет значительную специфику: общая схема разделения заимствована из опыта США (в том числе в части федеративного устройства), но с существенными элементами британской системы парламентского правления. В результате, отсутствуют раздельные источники формирования исполнительной и законодательной ветвей власти. Так, правительство как орган исполнительной власти ответственно перед парламентом и формируется на его базе, то есть правительство зависит от парламента. Президент Индийского союза выбирается коллегией выборщиков в составе обеих палат парламента и легислатур составных частей Союза. Президент как (формально) глава исполнительной власти действует по рекомендации совета министров. Таким образом, власть президента над правительством невелика.
Взаимоотношения исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти также не отличаются полной раздельностью. Судебная ветвь власти располагает возможностью судебного контроля. Однако законодательная ветвь власти (парламент Союза) определяет режим функционирования судебной ветви власти (через поправки к конституции). Исполнительная ветвь власти контролирует назначение судей и материальные условия отправления правосудия, но не может в одностороннем порядке смещать судей без опоры на законодательную ветвь власти.
Несмотря на формальную схему разделения властей в конституции и на практике имеет место не раздельность, а значительные пересечения их компетенций во многих областях и большие возможности влияния друг на друга.
Стабильность конституционной структуры в этих условиях обеспечивается: институтом президента, профессиональной государственной службой, стабильным Верховным судом, пользующимся значительным доверием в обществе. Таким образом, в Индии реализована сложная схема сдержек и противовесов, отличающаяся от классической американской, но достаточно эффективная для поддержания демократии в стране. Разрушение демократии возможно только при условии всеобъемлющего стремления всех ветвей власти и социально-политических сил сделать это, что в условиях многопартийности и многосоставности общества маловероятно.
← Назад | Разделение и взаимодействие различных ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Древняя и средневековая Индия
- Европейская экспансия
- Колониальное господство (вторая половина XIX — начало XX века)
- Борьба против колониального господства и реформы управления Индией
- Основные этапы развития независимой Индии
- Коррекция курса Неру
- Индия: нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1950–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1947–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и прочее)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Индийский национальный конгресс (ИНК)
- Распределение мест в национальном собрании по итогам парламентских выборов 10 мая 2004 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Всемирный рейтинг свободы прессы — 2004 года
- Положение Индии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с США и Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Индии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В первой части рассматриваются географическое положение и его влияние на ...
В монографии обобщены результаты многолетних (1958–2004 годы) гидробиологических ...