Индия / Основные этапы развития независимой Индии
Дж. Неру на посту премьер-министра (1947–1964 годы). После провозглашения независимости в Индии было сформировано правительство во главе с одним из лидеров национально-освободительного движения Джавахарлалом Неру (1889–1964). В это время страна пребывала в кризисном состоянии: огромные массы беженцев из Пакистана, которых необходимо было поддерживать, продолжающиеся столкновения на религиозной и этнической почве, парализованные экономика (из-за нарушения экономических связей), гражданские и силовые службы. Благодаря авторитету Ганди удалось уменьшить масштабы погромов, бушевавших по всей стране, но 30 января 1948 года он был убит фанатиком-индуистом. Практически сразу обострилась проблема принадлежности ряда княжеств. Хотя большинство княжеств приняло решение войти в состав Индии, Хайдарабад, правителем которого был мусульманин, вынашивал планы вхождения в состав Пакистана, и только под давлением центрального индийского правительства (ввод войск) было подписано соглашение о вступлении в состав Индии (ранее таким же образом был решён вопрос о принадлежности княжества Джунагарх). Начались столкновения в Джамму и Кашмире (мусульмане составляли более 70 % населения, но княжество управлялось магараджей-индусом), в которые был втянут Пакистан, направивший туда свои войска. Индия обвинила Пакистан в агрессии и передала вопрос о Кашмире на рассмотрение в Совет безопасности ООН, который признал в качестве демаркационного рубежа фактическую линию прекращения огня по состоянию на 1 января 1949 года. В результате около трети площади княжества (западная часть) попала под контроль пакистанской администрации и получила название Азад Кашмир (Свободный Кашмир), а остальная территория отошла к Индии.
26 января 1950 года вступила в силу принятая 26 ноября конституция Индии, которая была провозглашена республикой. Конституция не только фиксировала основы независимого существования страны, но и фактически определила главные направления деятельности государственных органов в преобразовании всех сторон жизни общества. Были ликвидированы княжества, Индия стала союзом штатов. Правительство Неру инициировало масштабные реформы в экономике, широко использовало плановые методы управления. В своей промышленной политике оно ориентировалось на создание смешанной экономики, допуская сотрудничество с частным капиталом, но оставив ряд ведущих отраслей (оборонная промышленность, чёрная металлургия, тяжёлое машиностроение, добыча полезных ископаемых и др.) исключительно в государственной собственности. Реформы в аграрном секторе были более осторожными (штатам рекомендовалось законодательно гарантировать защиту прав землепользователей, установить предельные размеры индивидуальных землевладений, реорганизовать на кооперативной основе кредитно-сбытовую систему и тому подобного). Были приняты меры для обеспечения общинного развития (распространение передового сельскохозяйственного опыта, создание в деревнях кооперативных объединений и панчаятов). Благодаря политике неприсоединения Индия получала значительную экономическую помощь и от США, Великобритании, Японии и др. западных стран, и от СССР (в разных формах). Планирование и прямая иностранная помощь сравнительно быстро восстановили и нарастили промышленный потенциал Индии (в таких отраслях, как металлургия, добыча полезных ископаемых, электроэнергетика). Экономические достижения, впрочем, не могли обеспечить потребности быстрорастущего населения, особенно сельского.
При проведении масштабных реформ правительство Неру было вынуждено допускать многочисленные компромиссы (с ведущими кастами, собственниками, группами в правящем ИНК и так далее), что обеспечивало мир между ведущими силами страны, но снижало эффективность экономической и социальной политики. В результате к концу правления Неру страна столкнулась с экономическим застоем, ростом экономического расслоения и финансовым кризисом. В 1962 году Индия подверглась нападению Китайской Народной Республики и потеряла часть своей территории.
В области федеративных отношений правительство сочетало реформы с жёстким подавлением волнений с применением армейских частей. Так, в 1956 году на этнолингвистической основе были образованы 14 штатов. В 1960 году правительство удовлетворило требования о разделении штата Бомбей на два новых штата — Гуджарат и Махараштру. В 1965 году Пенджаб был разделён на штат Пенджаб (с преимущественно сикхским населением) и штат Харьяна с преимущественно индуистским населением. Создание новых штатов на этнолингвистической основе не всегда обеспечивало желаемый результат, и правительство шло на прямое военное вмешательство и подавление сепаратистов (Нагаленд, Мегхалая и др.).
← Назад | Основные этапы развития независимой Индии | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Древняя и средневековая Индия
- Европейская экспансия
- Колониальное господство (вторая половина XIX — начало XX века)
- Борьба против колониального господства и реформы управления Индией
- Основные этапы развития независимой Индии
- Коррекция курса Неру
- Индия: нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1950–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1947–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и прочее)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Индийский национальный конгресс (ИНК)
- Распределение мест в национальном собрании по итогам парламентских выборов 10 мая 2004 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Всемирный рейтинг свободы прессы — 2004 года
- Положение Индии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с США и Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Индии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге доступным языком, с использованием прилагаемого краткого геологического ...
В работе анализируется развитие эмпирических и концептуальных представлений об ...