Индия / Колониальное господство (вторая половина XIX — начало XX века)
Утверждение колониального господства Британии вызывало недовольство самых разных социально-политических сил. Поборы колониальной администрации, система заминдари (система наследственных земельных владельцев, получивших право собирать ренту-налог), неумение европейцев выполнять традиционные функции правителей, наладить нормальную работу ирригации, разорительная конкуренция европейских товаров — все это приводило к бедствиям широких масс населения. Произвол британцев, нежелание в достаточной степени учитывать традиции страны вызывали недовольство также и высших слоев общества. Важным обстоятельством стало создание из индийцев колониальной армии сипаев, организованной по европейскому образцу. Эти три фактора привели к грандиозному восстанию сипаев в 1857–1859 годах, в которое были вовлечены все слои индийского общества.
Преимущество европейской организации, которой британцы владели в гораздо большей степени, чем сипаи и их союзники, привлечение ресурсов Британской империи, массовый террор позволили подавить восстание. Но оно убедило британских политиков в необходимости упразднения Ост-Индской компании, и управление Индией перешло непосредственно к короне (правительству) Великобритании (Акт об управлении Индией 1858 год). Был учреждён пост статс-секретаря по делам Индии в британском кабинете министров (при нем функционировал консультативный совет), контролировавшего положение дел в колонии из Лондона. Британцы прекратили аннексию индийских княжеств (во времена прямой власти короны в Индии сохранялись более 550 княжеств); начался процесс государственного строительства в колонии. Непосредственное управление Индией возлагалось на вице-короля (такой статус получил генерал-губернатор), опиравшегося на вновь учреждённую Индийскую гражданскую службу. В 1876 году королева Виктория получила титул «Императрица Индии».
Были приняты меры, способствовавшие экономическому, политическому, социальному и культурному развитию страны (в соответствии с британскими представлениями о «надлежащем правлении»). Была проведена судебная реформа, создана министерская система управления колонией (высокоцентрализованная, в том числе вследствие больших полномочий вице-короля), включавшая самый большой в то время в мире аппарат колониальных чиновников. Путём назначения формировались законодательные советы при вице-короле и губернаторах (с 1892 года в их состав входили и индийцы). Появились местные и сельские выборные органы самоуправления (1880–1884 годы) с передачей им некоторых полномочий в сфере здравоохранения, просвещения и тому подобного; СМИ, университеты. Значительные инвестиции были направлены на строительство дорожной сети (включая железные дороги), мостов, плотин, создание почты, телеграфа и др. объектов инфраструктуры. Для управления строительными работами была организована самостоятельная инженерная служба, куда набирали выпускников местных колледжей.
С 1860–1870-х годов Индийская медицинская служба, созданная в XVIII веке для обслуживания армии, начала оказывать услуги и гражданскому населению, став основой для национальной системы здравоохранения.
Британские предприниматели начали создавать современные (по тем временам) предприятия на территории Индии, вовлекая страну в мировое капиталистическое разделение труда. Популярность Индии как объекта частных инвестиций определялась низкими налогами, дешевизной рабочей силы. Прибыль не вывозилась, а инвестировалась британцами в новые предприятия. Постепенно появился слой индийских средних и крупных предпринимателей, которому принадлежало до трети капиталов предприятий страны.
Однако периферийная модернизация и превращение Индии в сырьевой придаток Британской империи приводили и к разрушительным социально-экономическим последствиям — разорению ремесленников, периодическому голоду, от которого во второй половине XIX века умерли десятки миллионов людей.
В 1858 году королева Виктория заявила о праве индийцев занимать должности в аппарате государственного управления Индии. Однако к 1869 году только одному индийцу удалось реализовать это право, хотя в дальнейшем количество национальных кадров увеличивалось. Акт 1861 года создал основы для формирования профессиональной, по британскому образцу, полиции, но и в ней долгое время шансы для карьерного роста индийцев были невелики (преимуществом для роста располагали выходцы из Европы). В 1905 году была сформирована Провинциальная полицейская служба, укомплектованная индийцами (по статусу ниже, чем Индийская полицейская служба).
Акт об индийских советах 1892 года повысил их значимость на центральном и провинциальном уровне и придал им характер представительных органов, однако состав советов по-прежнему утверждался вице-королём.
В XIX веке в Индии распространялись идеи просвещения (начиная с Раммохана Роя), возникали первые общественно-политические организации (Общество землевладельцев — в 1837 году, Ассоциация Британской Индии — в 1851 году, Мадрасская туземная ассоциация — в 1852 году и др.), периодически происходили антибританские восстания в разных частях страны.
В 1885 году с одобрения вице-короля Индии был создан Индийский национальный конгресс, первая сессия которого состоялась в Бомбее. По сути, оформилась первая партия, выражавшая интересы просвещённых индийцев. Лидеры ИНК Д. Наороджи, М. Ранаде и др. требовали расширения полномочий советов при губернаторе, больших возможностей индийцам занимать государственные должности и др.
Рост национализма в Индии (как индуистского, так и мусульманского) был вызван как сопротивлением колониализму, так и влиянием западных идей нации, освобождения, создания современных форм независимого государства. Индийская интеллектуальная элита, значение которой выросло в связи с модернизацией, раскололась на сторонников западного прогресса, считавших необходимым учиться у англичан, принимать стандарты европейской культуры, и поборников национальных традиций, противников британизации индийской культуры. Большую популярность получили произведения писателя-гуманиста Р. Тагора.
Одновременно с ростом национализма начали нарастать противоречия между индуистским и мусульманским сообществами. Особенно сильно они проявились во время раздела британцами Бенгалии с населением в 85 миллионов человек на Восточную (населённую мусульманами) и Западную (населённую преимущественно индуистами), осуществлённого вице-королём Индии Дж. Керзоном в 1905 году. В результате мусульмане учредили в конце 1906 года. Мусульманскую лигу для защиты прав своей общины. Индуисты также были недовольны волевым актом британских властей и ответили на раздел Бенгалии харталом (буквально — «закрытие лавок») — всеобщей забастовкой. Лозунгами движения 1905–1908 годов были сварадж (своё правление, понимавшееся как автономия в составе Империи) и свадеши (своё производство, борьба за которое проходила в форме бойкота британских товаров). Страну охватили стачки. ИНК возглавил кампанию. А его радикальное крыло во главе с Б. Тилаком готовило вооружённую борьбу за независимость. Британская администрация проявила неуступчивость требованиям ИНК, что добавляло популярности ИНК и способствовало эскалации волнений. Англичане пошли на силовое подавление движения, Тилак в 1908 году был осуждён на длительный срок тюремного заключения.
Однако британская администрация была вынуждена пойти на удовлетворение некоторых требований поднимавшегося националистического движения. В 1911 году было принято решение о воссоединении Бенгалии. В 1909 году британский парламент принял Акт об индийских советах, известный как реформа Морли — Минто (по именам статс-секретаря по делам Индии Дж. Морли и вице-короля Индии лорда Минто) и значительно увеличивший число независимых, не состоявших на официальной службе индийцев в законодательном совете при генерал-губернаторе Индии и в провинциальных советах (по результатам выборов 1910 года их число составило 135). Ещё одним элементом реформы стало принятие принципа раздельных выборов для приверженцев двух главных религий (введением квоты для мусульман и предоставлением им определённых льгот британская администрация надеялась заручиться их поддержкой).
← Назад | Колониальное господство (вторая половина XIX — начало XX века) | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Древняя и средневековая Индия
- Европейская экспансия
- Колониальное господство (вторая половина XIX — начало XX века)
- Борьба против колониального господства и реформы управления Индией
- Основные этапы развития независимой Индии
- Коррекция курса Неру
- Индия: нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1950–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1947–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и прочее)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Индийский национальный конгресс (ИНК)
- Распределение мест в национальном собрании по итогам парламентских выборов 10 мая 2004 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Всемирный рейтинг свободы прессы — 2004 года
- Положение Индии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с США и Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Индии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...
Предлагаемая вниманию читателя книга включает две обобщающие работы известного ...