Израиль / Внешние и внутренние угрозы безопасности
Попытка перераспределения власти, минуя предусмотренный законом порядок, была предпринята в Израиле лишь однажды. После заключения в 1949 году правительством Д. Бен-Гуриона соглашений о прекращении военных действий с арабскими странами группа офицеров ЦАХАЛ во главе с генералом И. Алоном обвинила кабинет министров в принятии необдуманных и преждевременных решений и потребовала передачи политических функций государства командованию вооружённых сил. Ответ Бен-Гуриона был жёстким: он немедленно отправил И. Алона и поддержавших его офицеров в отставку и инициировал ряд законодательных мер, направленных на деполитизацию армии. Так, Основной закон «О вооружённых силах» устанавливает, что высшие офицеры ЦАХАЛ, включая начальника генштаба, могут действовать только на основании решений правительства, а лица, находящиеся на действительной военной службе, не могут баллотироваться в Кнессет и занимать должности в других сферах политической власти.
Деятельность всех сепаратистских организаций израильских арабов, выступавших за отделение от Израиля или отрицавших его существование, была запрещена и поставлена вне закона ещё в конце 1950-х годах. Крайние националистические группировки в еврейском секторе, выступавшие за создание «Великого Израиля от Нила до Евфрата» и с откровенно расистскими антиарабскими призывами («Ках», «Кахане хай»), были также запрещены. К числу легальных сецесионистских структур можно отнести ультра-ортодоксальные группы верующих, представленные «а-Эда а-харедит» («Набожная община»), Сатмарскими хасидами, «Наторей карта» («Стражи города») и др. В пассивной форме они не признают государство Израиль и его законов, игнорируют выборы, отвергают правительственные дотации, объявляют день независимости страны днем поста и покаяния, считая сам факт образования Израиля небогоутодным деянием светских евреев.
Обеспечение безопасности страны и её граждан, а также борьба с терроризмом — главные приоритеты государственной политики Израиля. Существование постоянных внешних угроз определяет позицию военно-политического руководства страны: «У Израиля нет внешней политики; у Израиля есть оборонная политика» (генерал М. Даян). Исходя из этой формулы, все правительства Израиля с момента его возникновения первостепенное внимание уделяют развитию вооружённых сил и военно-промышленного комплекса. При этом на официальном уровне подчёркивается, что главным условием сохранения израильской государственности является наращивание такого военного промышленного и научно-технического потенциала, который на десятилетия опережал оснащённость вооружениями соседних стран. Угроза безопасности Израиля исходит от ряда экстремистских палестинских организаций, базирующихся в Газе, на Западном берегу и в некоторых арабских странах, прежде всего в Сирии и Ливане. Угрозы в адрес Израиля и евреев постоянно присутствуют в выступлениях лидеров «Аль-Каиды».
С момента начала второй интифады в 2000 году за семь лет от пуль палестинских боевиков и атак смертников погибли 1 110 и были ранены около 7 тысяч граждан. С территории сектора Газа по Израилю было произведено более 2 тысяч запусков ракет «Кассам». Израильские спецслужбы разработали достаточно действенные меры по превентивному пресечению терактов; регулярно проводятся операции по точечному уничтожению лидеров и активистов террористических организаций. Пакет израильских антитеррористических действий предусматривает помимо проведения масштабных вторжений на территорию Западного берега и Газы и Южного Ливана, где действует шиитская экстремистская организация «Хизбалла», разрушение домов и депортацию родственников лиц, участвовавших в терактах, ограничение и жёсткий контроль за передвижением израильских арабов и палестинцев, проживающих на оккупированных территориях, отслеживание по всему миру и уничтожение лиц, участвовавших в насильственных действиях против израильских граждан, экономическую блокаду и перекрытие каналов финансирования районов, из которых исходит угроза теракта (коллективные наказания), и тому подобного.
По уровню коррумпированности Израиль занимает 34-е место и находится в группе среднеразвитых капиталистических стран (по данным Transparency International за 2006 год). Наиболее коррумпированными в Израиле институтами являются политические партии, Кнессет, религиозные учреждения, управление по сбору налогов с доходов населения и таможенное управление. Такой параметр, как рациональность государственного устройства, оценивающий качество услуг населению, предоставляемых госсектором и властью, в Израиле равняется 80,8 %, что является относительно низким показателем для развитых стран.
В 2007 году в Израиль прибыло 18 тысяч иммигрантов — примерно столько же, сколько в предыдущем. Иммиграция из других стран не играет столь существенной роли в демографической динамике, как в период с 1989 по 1999 годы. Сейчас 86 % роста израильского населения приходится на естественный прирост и лишь 14 % — на иммиграцию.
При существующих демографических тенденциях арабское население Западного берега и Газы увеличивается вдвое каждые 15–16 лет и, следовательно, должно достичь 11 миллионов человек к 2050 году. После ослабления израильского военного контроля над оккупированными территориями в середине 1990-х годов наблюдается интенсивное перемещение арабов-палестинцев в основном с Западного берега в Израиль. В целях ограничения палестинской миграции в 2003 году Кнессет принял закон «О гражданстве и въезде в Израиль» (временное положение от 2003 года), который по существу направлен на то, чтобы исключить возможность заключения браков между палестинцами оккупированных территорий и арабскими гражданами Израиля, а также ограничить посещение арабами родственников, проживающих в Израиле.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Древний период
- Средние века
- Новое время
- Британское мандатное управление в Палестине (1920–1948 годы)
- Государство Израиль (1948 год — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1949–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1948–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административно-территориальное деление Израиля на 31 декабря 2005 года
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт, связанный с израильскими поселениями на Западном берегу реки Иордан
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Израиля в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Развитие начала 2000-х годов
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Структура экономики Израиля в процентных долях за 2005 год
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Израиль и ООН
- Отношения с США и Евросоюзом
- Российско-израильские отношения
- Внешние и внутренние угрозы безопасности
- Положение Израиля в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Санкт-Петербург, 1909. Типография Тренке и Фюсно. Оригинальная обложка наклеена на ...
Автор книги — Авраам Сергеевич Норов (1795–1869) — человек в высшей степени ...
Народные термины — неисчерпаемый источник пополнения научной терминологии. В ...