Израиль / Развитие начала 2000-х годов
В начале 2000-х годов решающая предпосылка для выхода экономики из спада заключалась в принятии и осуществлении государственной антикризисной программы, которая, по замыслу её разработчиков, должна принять характер системных реформ. Роль идеолога реформ была отведена министру финансов Б. Нетаньяху.
25 марта 2003 года правительство одобрило экономическую программу, официально представленную Шароном и Нетаньяху. Были определены её главные цели — поддержание макроэкономической стабильности, сокращение размеров госсектора, повышение эффективности и конкурентоспособности экономики. Достижение этих ориентиров должно было обеспечить скорейшее преодоление спада и длительный устойчивый экономический рост. Программа состояла из следующих четырнадцати пунктов:
1. Сокращение общественного сектора позволит облегчить налоговое бремя и высвободить дополнительные ресурсы для бизнес-сектора.
2. Сокращение расходной части государственного бюджета.
3. Ограничение возможностей членов Кнессета инициировать дополнительные расходы государства.
4. Ускорение приватизации государственных компаний — преимущественно путем публичного размещения акций на Тель-Авивской фондовой бирже.
5. Муниципальная реформа. Укрупнение местных органов власти, повышение эффективности использования муниципальных бюджетов и находящихся в их распоряжении земельных ресурсов.
6. Перестройка национальной системы образования путём её децентрализации и усиления финансовых возможностей и ответственности нижних звеньев.
7. Ликвидация привязки социальных выплат к уровню оплаты труда, ведение их индексации в соответствии с динамикой потребительских цен.
8. Поэтапная отмена специальных выплат на детей в больших семьях. Отход от грантоориентированной политики к политике стимулирования труда.
9. Проведение налоговой реформы, целью которой является введение налогов на операции с капиталом при одновременном снижении налогового бремени на труд.
10. Пенсионная реформа. Решение проблемы задолженности пенсионных фондов. Прекращение практики привлечения средств этих фондов для принудительного приобретения облигаций государственных займов. Стимулирование притока этих средств на фондовый рынок, что должно решить проблему дефицита капитальных ресурсов на национальном фондовом рынке. Обеспечение прозрачности финансовой деятельности фондов.
11. Осуществление массированных инвестиций в модернизацию и расширение транспортной системы страны. Децентрализация и коммерциализация системы государственного управления железными дорогами и портами.
12. Повышение экономической активности израильтян. Планировалось выделение средств на создание негосударственных центров занятости. Предлагалось сократить квоты на привлечение иностранных рабочих, что позволит увеличить предложение работы на внутреннем рынке для израильтян.
13. Децентрализация одной из главных государственных монополий — компании Israel Electric Corporation. Создание рынка электроэнергии, разделение производственного и сбытового цикла на три звена: производство (конкурентная среда), передача электроэнергии (естественная монополия), сбыт (региональные монополии).
14. Создание условий для внутренней и международной конкуренции на рынке услуг связи, сведение к минимуму государственного регулирования этой отраслью.
Программа главы финансового ведомства носила комплексный характер, но она имела одну главную цель — воспользовавшись во многом чрезвычайной для страны ситуацией, предпринять ещё одну, возможно, решающую попытку ввести израильский экономический корабль в рыночное русло. Несмотря на то что с начала хозяйственной либерализации в стране прошли уже восемнадцать лет, по степени вмешательства государства в экономику Израиль заметно опережает другие индустриально развитые страны. По основным показателям хозяйственного развития он стоит в самом начале третьего десятка стран мира, а по комплексному индикатору экономической свободы — лишь в четвёртом десятке.
Б. Нетаньяху, известный своими либеральными экономическими воззрениями и уважением к опыту США, пытался радикально сократить участие государства в экономической жизни и сблизить израильский хозяйственный механизм с американским образцом. Судя по всему, он решил вспомнить о знаменитой «программе экономического оздоровления», предложенной Р. Рейганом в феврале 1981 года, и претворить в жизнь её отдельные ключевые положения, учитывая, конечно, израильскую специфику.
Можно прогнозировать, что в среднесрочной перспективе заметно сократится уровень этатизации израильской экономической модели, ослабнет её социальная направленность, что может оживить частную инициативу, на которую, по замыслу правительства, и будет опираться будущий экономический подъем (призывы о помощи, обращённые к частному бизнесу во время экономических кризисов, стали уже привычны для израильтян). Урезание бюджета происходило на фоне роста военных ассигнований, что в сегодняшних условиях неизбежно, но при недостаточно жёсткой бюджетной политике чревато нарастанием бюджетного дефицита.
В структуре товарного экспорта преобладают (2005): бриллианты и необработанные алмазы (28,2 %), продукция химической промышленности (16,0 %), электронное и электротехническое оборудование (13,5 %), промышленное оборудование контроля и наблюдения, медицинское и научно-исследовательское оборудование (7,4 %), машины и оборудование (3,6 %). В наибольшей степени ориентирован на внешние рынки комплекс высокотехнологичных отраслей, который экспортирует около 75 % своей продукции, а также алмазоогранка. На сельское хозяйство в 2005 году приходилось 2,4 % экспорта товаров. Отраслевой профиль промышленности определяют авиационное машиностроение, электроника и электротехника, производство оптических инструментов и другого прецизионного оборудования, тонкая химия, огранка алмазов.
На мировых рынках Израиль выступает в качестве одного из ведущих производителей вооружений и военной техники. Удельный вес экспорта вооружений составляет около 20 % всего экспорта. С конца 1990-х годов Израиль занимает по экспорту вооружений 4–6-е места в мире, а в 2002 году впервые оказался в лидирующей тройке. Одним из важных направлений экспортной стратегии Израиля является модернизация военной техники российской разработки. Почти треть ежегодно осуществляемых этой страной военных сделок с зарубежными странами, начиная с 1991 года, связана с техникой российского производства.
Свыше 90 % продовольственных потребностей страны удовлетворяется за счёт собственного производства, а экспорт сельскохозяйственной продукции позволяет полностью финансировать продовольственный импорт, состоящий главным образом из продовольственного и фуражного зерна, говядины, местное производство которых ограничено нехваткой воды, а также кофе, какао и сахара. В начале 1950-х годов один занятый в сельском хозяйстве работник мог прокормить 17 соотечественников, в 2005 году — 142. На фоне уменьшения доли аграрного сектора в ВВП с 12,3 % в 1960 году до 2,0 % в 2006 году происходит усиление его экспортной ориентации и увеличение в производстве удельного веса услуг (передовые аграрные технологии, инжиниринг).
Области международной специализации сферы услуг — финансы, страхование, операции с недвижимостью, телекоммуникации, туризм, деловые услуги (маркетинг, лизинг, инженерно-консультационные и управленческие услуги).
Важнейшие статьи товарного импорта (2005) — сырье и материалы (74,0 %), в том числе алмазы (21,3 %), топливо и горюче-смазочные материалы (15,0 %); инвестиционные товары (14,0 %), в том числе машины, оборудование, инструменты (11,0 %).
Среди отдельных стран первое место во внешней торговле Израиля занимают США (21,7 % товарооборота в 2005 году). Около 40 % внешнеторгового оборота Израиля приходится на страны Западной Европы, главным образом ЕС (35,4 %) (2005). Крупнейшими западноевропейскими торговыми партнёрами Израиля являются Великобритания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция. С середины 1990-х годов начали быстро развиваться торгово-экономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Восточной Европы и Российской Федерацией.
Израиль активно участвует в международной экономической интеграции — он имеет соглашения о создании зон свободной торговли с ЕС, ЕАСТ, США, Канадой, Мексикой, Болгарией, Румынией и Турцией. Государство осуществляет стратегию превращения страны в торговый и инвестиционный «мост», связывающий крупнейшие центры мировой экономики. После спада 2001–2002 годов приток прямых и портфельных инвестиций в Израиль достиг в 2005 году докризисного максимума (2000 год) — свыше 10 миллиардов долларов. В 2001–2005 годах израильтяне инвестировали за рубеж в среднем меньше (относительно ВВП), чем развитые страны со сходной экономической моделью (1,7 % ВВП по сравнению с 2,7 % в развитых странах), но больше, чем развивающиеся, инвестировавшие лишь 0,5 % ВВП. Суммарный объем накопленных инвестиций Израиля за рубежом в 2005 году составил 22,5 миллиарда долларов. Накопленные иностранные инвестиции в Израиле — 75,9 миллиарда долларов.
В Рейтинге конкурентоспособности экономик мира в 2007–2008 годах Израиль занимает 17-е место с показателем 5,20 балла (в 2006 году — 15-е место).
В стране создан высокоразвитый научно-технический комплекс. На научные исследования и разработки только в гражданском секторе ежегодно выделяется 4,9 % ВВП (наивысший мировой показатель). В Израиле на 10 тысяч занятых в экономике приходятся 135 учёных и инженеров, в США — 70, ФРГ — 50. По показателю технологической готовности, отражающему степень проникновения высоких технологий во все сферы экономики и жизни, Израиль на 3-м месте в мире, уступая лишь Швеции и Сингапуру (2006). Израиль занимает 4-е место в мире — после США, Финляндии и Сингапура — по экономическому индексу творческого потенциала, отражающего уровень развития высоких технологий, а также условий для создания новых предприятий в этой области.
В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в апреле 2008 года, Израиль назван страной с экономикой «высокого дохода, не являющейся членом ОЭСР» (High income: nonOECD). В классификации Всемирного банка статус Израиля как страны-заёмщика не определяется.
← Назад | Развитие начала 2000-х годов | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Древний период
- Средние века
- Новое время
- Британское мандатное управление в Палестине (1920–1948 годы)
- Государство Израиль (1948 год — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1949–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1948–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административно-территориальное деление Израиля на 31 декабря 2005 года
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт, связанный с израильскими поселениями на Западном берегу реки Иордан
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Израиля в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Развитие начала 2000-х годов
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Структура экономики Израиля в процентных долях за 2005 год
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Израиль и ООН
- Отношения с США и Евросоюзом
- Российско-израильские отношения
- Внешние и внутренние угрозы безопасности
- Положение Израиля в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1913 года ...