Израиль / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
В XXI веке Израиль вошёл в качестве страны с высокоразвитой экономикой постиндустриального типа. Всего за несколько десятилетий произошло восхождение от развивающегося типа хозяйства на ступень высокого уровня экономической зрелости. Продвижение по такому «спрямлённому» пути стало возможно благодаря переселенческому характеру израильского общества, особым внешним условиям его развития. Перенесение в эту часть мира вместе с сотнями тысяч иммигрантов образцов общественного устройства и элементов производительных сил, характерных главным образом для более развитых в экономическом отношении европейских и североамериканских стран, обеспечивало здесь благоприятные условия для динамичного становления экономических основ общества.
В хозяйственном развитии ишува (еврейская община в Палестине до 1948 года) и современного Израиля выделяются пять этапов (режимов) экономического роста, для которых характерна относительная синхронность динамики основных экономических показателей, единая направленность структурных сдвигов, стабильность соотношения факторов воспроизводства, устойчивость институциональной структуры и баланса между государственным регулированием и стихийными силами рынка:
1. Конец XIX и первая половина XX века — догосударственный период, в течение которого растущая еврейская иммиграция на территорию Палестины стала основой для формирования прообраза экономики будущего Государства Израиль.
2. 1948 год — середина 1950-х годов — восстановительный период.
3. Середина 1950-х — середина 1970-х годов — этап ускоренной индустриализации; образование макроэкономических пропорций, характерных для индустриально развитой страны; начало милитаризации экономики; постепенный переход от импортзамещения к экспортной ориентации.
4. Середина 1970-х — конец 1980-х годов — период медленного и неустойчивого роста, поиска путей интенсификации экономики; нарастание финансовых проблем, вызванных макроэкономической несбалансированностью; структурные сдвиги под влиянием переплетения индустриальной и научно-технической стадий развития; первая волна хозяйственной либерализации.
5. Конец 1980-х — начало 2000-х годов — ускорение экономического роста на основе вовлечения в воспроизводственный процесс новых ресурсов труда и капитала, значительного усиления интенсивных факторов роста, повышения роли конкуренции и рыночных стимулов; завершение формирования основ хозяйственного профиля путём выделения специализированных, высокотехнологичных видов военного и гражданского промышленного производства, а также услуг; активное участие Израиля в процессе глобализации хозяйственной жизни.
После экономического бума 1990-х годов, вызванного массовой иммиграцией, началом урегулирования ближневосточного конфликта и структурной перестройкой экономики (увеличение удельного веса наукоёмкого производства в машиностроительном и химическом комплексах), израильская экономика вступила в фазу глубокого спада 2001–2002 годов. За этот период экономика Израиля потеряла 14 миллиардов долларов, а ВВП на душу населения сократился на 1 400 долларов. В 2001 году ВВП уменьшился на 0,9 %, в 2002 году — на 0,7 %. Причины этого — спад в мировой экономике, падение курса акций высокотехнологичных компаний, ослабление внутреннего спроса на потребительские товары, начало нового этапа палестино-израильской конфронтации. В 2003 году проявились первые признаки стабилизации конъюнктуры и оживления. В 2004–2006 годах среднегодовые темпы прироста ВВП повысились до 5,0 %.
Особенность израильского экономического строя состоит в том, что его системообразующим элементом и двигателем стали государство, квазигосударственные учреждения и общественные организации. В итоге в Израиле ещё в 1950-е годах сложилась особая структура смешанной экономики, где наряду с доминирующим по удельному весу частным сектором обширную предпринимательскую деятельность вели государство, профсоюзы и ряд других общественных организаций. Израиль опережал признанных лидеров этатизации — Швецию, Австрию, Францию по уровню обобществления производства и услуг. Наблюдалась относительная стабильность соотношений трёх секторов на макроэкономическом уровне: на частный сектор приходилась (при небольших отклонениях) половина произведённого ВВП и занятости страны, а на госсектор и профсоюзно-кооперативный сектор — примерно в равной пропорции другая половина.
Хозяйственный механизм, основанный на уникальном сочетании государственного, профсоюзного, кооперативного и частного секторов, позволил не только создать в кратчайшие исторические сроки индустриальную систему производительных сил, но и заложить основы научно-технической системы. Однако уже во второй половине 1970-х годах этот хозяйственный механизм начал давать сбои. Необходимость перехода от затратной к интенсивной модели роста и ускоренной ломке старых отраслевых и технологических пропорций повысила значение рыночных, конкурентных начал в механизме хозяйствования и потребовала перестройки стратегии, форм и методов воздействия государства на экономику, ограничения как масштабов государственной собственности, так и сферы государственного регулирования.
Потребность в радикальном сокращении государственного и — в меньшей степени — профсоюзного звеньев смешанной экономики диктовалась и внешними обстоятельствами — качественно новым этапом в развитии мирового хозяйства и требованием резкого повышения степени открытости национальных хозяйств на рубеже 1980-х и 1990-х годах.
Сильный удар по «традиционной модели» нанесла радикальная либерализация внешнеэкономических связей Израиля в 1980–1990-е годах. Серьёзному испытанию подверглось не только крупномасштабное государственное, профсоюзное и частное предпринимательство, в значительной мере обеспечившее себе монопольное положение, но и мелкий и средний капитал, ранее защищённый таможенными барьерами и иными видами государственной поддержки.
Примечательно, что попытки либерализации экономики предпринимались неоднократно и именно в годы экономических и финансовых кризисов или резкого замедления хозяйственного развития — в 1967, 1977, 1985 годы. Но сопротивление со стороны государственной, партийной и профсоюзной бюрократии, широких слоев населения, привыкших к государственной опеке, отодвинуло проведение реальных и масштабных реформ на вторую половину 1980-х годов.
1980-е годы стали переломными для израильской экономики. В 1985 году израильское правительство приняло масштабную программу оздоровления экономики и отказа от инфляционной модели развития. Программа предусматривала проведение таких радикальных для Израиля мер, как резкое сокращение расходов, даже военных, отказ от всеохватывающего государственного регулирования и денационализация предприятий разбухшего государственного сектора. Основным направлением реформирования собственности была признана приватизация, которая должна была послужить основой для других направлений реструктуризации смешанной экономики (демонополизация, либерализация рынков капитала, труда, ослабление государственного контроля над системой внешнеэкономических связей субъектов предпринимательства).
Благодаря процессу разгосударствления, начавшемуся в середине 1980-х годов, к середине 1990-х годов проявились вполне определённые признаки сдвигов в традиционной модели смешанной экономики: произошло некоторое сужение размеров общественного (государственного и профсоюзно-кооперативного) сектора, начались децентрализация крупных компаний и ФПГ и серьёзное перераспределение сил в частном секторе (когда-то сильные и влиятельные частные группировки, тесно связанные с государственной бюрократией, утрачивают свои позиции, их теснит новое поколение предпринимателей). Ослабление протекционизма и смягчение арабского бойкота иностранных компаний, осуществляющих связи с Израилем, способствовали внедрению в израильскую экономику зарубежного транснационального капитала, базировавшегося преимущественно в странах еврейской диаспоры, что уже привело к повышению уровня конкуренции в экономике — необходимого условия хозяйственной интенсификации. В рамках поиска своего места между Западом и Востоком современный Израиль пытается решить весьма непростую задачу перехода к западному, преимущественно либеральному типу хозяйственного регулирования. В ходе экономической либерализации израильская смешанная экономика эволюционирует в сторону утвердившихся в большинстве западных стран моделей. Однако завершить системные реформы к началу XXI века не удалось.
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Древний период
- Средние века
- Новое время
- Британское мандатное управление в Палестине (1920–1948 годы)
- Государство Израиль (1948 год — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1949–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1948–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административно-территориальное деление Израиля на 31 декабря 2005 года
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт, связанный с израильскими поселениями на Западном берегу реки Иордан
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Израиля в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Развитие начала 2000-х годов
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Структура экономики Израиля в процентных долях за 2005 год
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Израиль и ООН
- Отношения с США и Евросоюзом
- Российско-израильские отношения
- Внешние и внутренние угрозы безопасности
- Положение Израиля в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Издание 1977 года. Сохранность хорошая. Всем известно, что первое кругосветное ...