Израиль / Особенности законодательной власти
Выборы в Кнессет, состоящий из 120 депутатов, проводятся по пропорциональной избирательной системе по партийным спискам. Кнессет избирается сроком на четыре года. Во время выборов вся страна является единым национальным избирательным округом. Все граждане, достигшие 18 лет, независимо от пола и этнической принадлежности, имеют право голосовать в один и тот же день по всей стране, а лица, достигшие 21 года, обладают пассивным избирательным правом — быть избранными. Поэтому характерной чертой избирательной системы Израиля является отсутствие деления страны на избирательные округа. В связи с этим избирательную систему Израиля называют «полной пропорциональной системой».
Голосуя, израильские избиратели призваны выбирать кандидатов из различных списков. Списки составляются, как правило, штабами политических партий или лицом, уполномоченным на это. При этом избиратели не принимают участия в процессе составления списков, им ничего не остаётся, как голосовать за выбор, который сделан не ими. Фактически в действие вступает «железный закон олигархии», сформулированный Р. Михельсом, когда в ходе развития демократической партии практически неизбежно формируется в её структуре узкая группа лиц, узурпирующих власть (олигархия), стремящихся сохранить своё положение в партийной иерархии, уйти из-под контроля рядовых членов партии. Исследования показали, что от выборов к выборам обновляется только 10–15 % депутатского корпуса. И только введение в Израиле по американскому образцу системы первичных выборов в партиях («праймериз») дало реальную возможность рядовым избирателям, являющимся членами этих партий, участвовать в процессе составления списков. В результате лидеры крупнейших партий — «Кадима», «Ликуд», «Авода», — заботясь о демократической легитимности, стали в официальном порядке прислушиваться к мнению своих рядовых членов. Первичные выборы заставляют кандидатов в депутаты быть активнее, «выходить из тени» и не надеяться на то, что автоматически окажутся в избирательном списке. Проведение праймериз в значительной мере изменило политическую жизнь Израиля, снизив влияние штабов партий на формирование избирательных списков, что позволило существенно обновить политический класс, прежде всего в Кнессете.
Однако введение праймериз не изменило саму процедуру голосования, когда избиратель находится перед выбором одного из списков в 120 фамилий. Причём он не может изменить порядок кандидатов в списке, голосовать за отдельных кандидатов в нем, вычёркивать, вписывать в список кандидатов из других списков. У избирателя есть только один выбор: голосовать или не голосовать, поскольку в Израиле участие в голосовании не является обязательным.
С учётом того, что не всякий партийный список сможет преодолеть 2 % избирательный порог, установленный в 2006 году (в 1991–2006 годах он составлял 1,5 %, а в 1949–1991 годах — 1 %), и тем самым получить места в Кнессете, предусмотрена система распределения оставшихся свободных депутатских мандатов по так называемой квоте наибольшего среднего между списками, которые прошли через избирательный порог. В то же время избирательный порог в 2 % голосов является очень низким, что даёт возможность попасть в Кнессет членам самых разнообразных списков. С одной стороны, это способствует повышению уровня политической представленности общественных интересов самых различных политических, религиозных, этнических и других направлений. Получается своеобразная фотография электорального пространства, причём избиратель при голосовании может руководствоваться не только политическими мотивами, но и своим выбором заявить о социальной и этнической принадлежности. С другой стороны, подобное положение дел приводит к появлению в парламенте представителей множества партий. Поэтому в Кнессете часто заседают фракции, состоящие из одного, двух или трёх депутатов, в то время как крупные объединения имеют по 30–40 мест. В результате функционирования такой системы ни одной из крупных израильских партий не удаётся до сих пор получить абсолютное большинство мест в Кнессете (то есть 61), что заставляет их искать партнёров для создания парламентской коалиции.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Древний период
- Средние века
- Новое время
- Британское мандатное управление в Палестине (1920–1948 годы)
- Государство Израиль (1948 год — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1949–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1948–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административно-территориальное деление Израиля на 31 декабря 2005 года
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт, связанный с израильскими поселениями на Западном берегу реки Иордан
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Израиля в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Развитие начала 2000-х годов
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Структура экономики Израиля в процентных долях за 2005 год
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Израиль и ООН
- Отношения с США и Евросоюзом
- Российско-израильские отношения
- Внешние и внутренние угрозы безопасности
- Положение Израиля в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Настоящий справочник включает в себя основные сведения по географии, природе, ...
В этой книге в форме рассказа о приключениях индонезийского мальчика, которого ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года ...