Израиль / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
Специфика взаимоотношений между различными ветвями власти в Израиле во многом определяется следующими параметрами: отношения между Кнессетом и правительством, баланс полномочий между главой правительства и президентом, роль Верховного суда в политической жизни Израиля, характер партийной системы и место партий в политической жизни израильского общества.
Как и в любой другой парламентской республике, законодательством Государства Израиль предусмотрены нормы ответственности правительства перед парламентом. Кнессет имеет право вынести вотум недоверия правительству большинством голосов его депутатов. В этом случае Кнессет обращается к Президенту Государства с просьбой возложить формирование правительства на одного из его членов, подтвердившего своё согласие в письменной форме. В двухдневный срок Президент возлагает задачу формирования нового правительства максимум в течение 42 дней. Если же указанный депутат уведомляет Президента о том, что он не в состоянии справиться с этой задачей, либо состав правительства, представленный депутатом на рассмотрение Кнессету, не получает вотума доверия парламента, это означает автоматический роспуск Кнессета и назначение досрочных парламентских выборов на последний вторник 90-дневного срока с момента уведомления Президентом председателя Кнессета о невозможности сформировать состав правительства депутатом или с момента вынесения Кнессетом вотума недоверия правительству.
В 1996–2003 годах в Израиле существовала уникальная система высших органов власти, при которой парламент и глава правительства избирались прямым голосованием электората. Особенностью действовавшей на тот период израильской системы правления являлась, в частности, возможность Кнессета путём вотума недоверия правительству отстранить от занимаемой должности избранного всеобщим голосованием главу правительства. При этом следствием вотума недоверия правительству становилась как отставка правительства, так и самороспуск Кнессета, равно как досрочные выборы премьер-министра и парламента. Кроме того, было предусмотрено право главы израильского правительства досрочно распустить парламент. К тому же вхождение премьер-министра и членов кабинета в состав Кнессета в качестве депутатов явно говорило в пользу прямого отхода от классической схемы жёсткого разделения властей и их полной автономии и самостоятельности. Такого рода положение дел приводило к напряжённости, внутриполитическому противостоянию и отчасти разбалансировке в системе конституционно-правовых отношений, что сужало рамки деятельности президента как арбитра общественно-политической жизни. И только отмена в 2003 году прямых выборов премьер-министра позволила считать, что полномочия президента остаются на прежнем уровне и нет необходимости усиливать его легитимность за счёт прямых выборов главы государства.
← Назад | Разделение и взаимодействие различных ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Древний период
- Средние века
- Новое время
- Британское мандатное управление в Палестине (1920–1948 годы)
- Государство Израиль (1948 год — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1949–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1948–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административно-территориальное деление Израиля на 31 декабря 2005 года
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт, связанный с израильскими поселениями на Западном берегу реки Иордан
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Израиля в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Развитие начала 2000-х годов
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Структура экономики Израиля в процентных долях за 2005 год
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Израиль и ООН
- Отношения с США и Евросоюзом
- Российско-израильские отношения
- Внешние и внутренние угрозы безопасности
- Положение Израиля в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...