Вьетнам / Вьетнам на пути реформ (1986 — наше время)
К середине 1980-х годов пример экономических реформ в Китае и начало перестройки в Советском Союзе привели к тому, что во Вьетнаме сложились благоприятные условия для начала процессов рыночного реформирования.
На VI съезде Коммунистической партии Вьетнама (декабрь 1986 года) была обнародована идея необходимости всестороннего обновления («дой мой»), концептуально расширенная на VII (1991 год) и VIII (1996 год) съездах КПВ.
«Обновление» означало курс на экономическую модернизацию страны путём внедрения рыночных принципов в экономике, но при сохранении однопартийной политической системы, руководящей роли коммунистической партии в обществе и генеральной линии на строительство социализма. Так, сельскохозяйственные кооперативы получили возможность перейти на хозрасчёт, была реформирована финансовая и торговая сферы, за исключением лишь нескольких областей, касавшихся товаров первой необходимости, ликвидировано вмешательство государства в процесс ценообразования. В 1990-х годах постепенно происходило формирование класса мелких собственников. В то же время процессы экономической трансформации привели к тому, что ряд государственных предприятий столкнулся со значительными сложностями.
В 1992 году была принята новая конституция Социалистической республики Вьетнам. В документе отмечалась руководящая роль коммунистической партии, действующей, однако, в рамках конституции и законов, и признавалась многоукладность хозяйственной структуры, подразумевающей наличие общенародной, коллективной и частной собственности. Одним из значимых направлений реформ стало принятие закона о земле (1993 год), который, несмотря на то, что земля, согласно конституции, относится к собственности государства, предоставлял вьетнамским гражданам широкие возможности использования земельных наделов. В 2001 году были приняты поправки к Основному Закону страны, которые подтверждали основное направление социально-экономических преобразований Вьетнама, выраженное в лозунге «Богатый народ — сильная страна».
В рамках «управляемой демократизации» КПВ постепенно отказалась от многих административных функций. В современном Вьетнаме наблюдается расширение политических свобод. Хотя Национальное собрание по-прежнему остаётся однопартийным, его политическая роль повысилась, растёт также его влияние на общественную жизнь.
На выборах в Национальное собрание в июле 1992 года впервые количество выдвинутых кандидатур превысило число мест в парламенте, причём в избирательной кампании приняли участие и два независимых кандидата. А на парламентских выборах 1997 года количество независимых кандидатов достигло уже одиннадцати человек. По результатам избирательных кампаний 2002 и 2007 годах большинство мест в парламенте заняли представители КПВ, однако в итоговом составе Национального собрания были представлены также беспартийные депутаты.
В июне 2006 года на девятой сессии Национального собрания XI созыва президентом СРВ был избран Нгуен Минь Чиет (переизбран в июле 2007 года), а правительство возглавил Нгуен Тан Зунг (переизбран в июле 2007 года). Председателем Национального собрания избран Нгуен Фу Чонг (переизбран в июле 2007 года).
В июне 2006 года Национальное собрание приняло План социально-экономического развития на 2006–2010 годы, в котором определены пути перехода к рыночной экономике с социалистической ориентацией, а также подтверждена цель к 2020 году стать страной со средним уровнем экономического развития.
← Назад | Вьетнам на пути реформ (1986 — наше время) | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Юго-Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Вьетнам в древности
- Вьетнам в XI–XIX веках
- Колониальный период в истории Вьетнама
- Вьетнам во второй половине XX века
- Развитие Вьетнама после объединения (1975–1985 годы)
- Вьетнам на пути реформ (1986 — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (Демократическая Республика Вьетнам) в 1969–1976 годах
- Главы государства (Республика Вьетнам) в 1967–1976 годах
- Главы государства (Социалистическая Республика Вьетнам, в 1976–2012 годах)
- Главы правительства (Демократическая Республика Вьетнам) в 1955–1976 годах
- Главы правительства (Республика Вьетнам) в 1969–1976 годах
- Главы правительства (Социалистическая Республика Вьетнам, в 1976–2012 годах)
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Положение и роль СМИ
- Положение Вьетнама в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Вьетнама в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Как формировалась географическая мысль начиная с античного времени до наших дней ...
Перевод с французского Екатерины Бурнашевой. Воспроизведено в оригинальной ...
В книге известного популяризатора, доктора биологических наук П. И. Мариковского ...