Япония / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
С начала 1990-х годов официальная военная доктрина признает Китайскую Народную Республику в качестве потенциального военного противника. Программы военного строительства «сил самообороны», а также курс на продолжение военно-стратегического взаимодействия с США в рамках Договора безопасности (в том числе совместное патрулирование морских акваторий на Тихом океане, участие в американской системе ПРО и так далее) ориентированы в первую очередь на вероятность вооружённого конфликта с Китаем.
Крупнейшая военная угроза, по мнению Токио, исходит также от КНДР. Япония с большим опасением наблюдает за военными приготовлениями Пхеньяна, в частности, программой запуска ракет малой и средней дальности, способных достичь Японии, а также программой испытаний ядерного оружия, декларированной Пхеньяном. Угроза применения Северной Кореей ядерного оружия часто интерпретируется в Японии как «угроза ядерного терроризма».
Япония имеет ряд территориальных споров с соседними государствами. В отношении СССР и России она в течение многих лет выдвигает претензии по поводу четырёх островов Южно-Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Хабомаи, Шикотан). В настоящее время проблема территориального размежевания между Россией и Японией не решена. Российская сторона предлагает решить данный вопрос в рамках общего курса на подписание двустороннего мирного договора на основе Советско-японской декларации 1956 года, которая на настоящий момент является для двусторонних отношений единственным международно признанным юридическим документом, прошедшем процедуру ратификации парламентами двух стран. Ст. 9 указанной декларации, в частности, предполагает передачу Советским Союзом Японии в качестве жеста «доброй воли» острова Шикотан и гряды Хабомаи после подписания мирного договора с Японией, но не конкретизирует условия и сроки проведения этого шага. Япония отказывается обсуждать иные возможности урегулирования данного спора, кроме «возврата» всех четырёх островов.
Территориальный спор Японии и Китая касается архипелага Сэнкаку, в особенности входящего в него острова Дяо-юйдао и прилегающих к нему островов. Китайская сторона утверждает, что остров Дяоюйдао и прилегающие к нему острова с давних времён являются территорией Китая. Однако Япония не признает наличие территориальной проблемы с Китаем и заявляет, что именно ей принадлежит первенство в открытии островов, якобы сделанном в 1895 году. Сейчас архипелаг является частью префектуры Окинава. Кроме того, Япония имеет спор с Китаем вокруг принадлежности шельфовой зоны в Восточно-Китайском море, богатой залежами углеводородного сырья.
У Японии есть территориальные претензии к Южной Корее. Предметом территориального диспута с Южной Кореей является остров Токто, контроль над которым Япония потеряла после подписания Акта о капитуляции в 1945 года. При подписании мирного договора в 1951 году вопрос принадлежности острова Док остался открытым. В 1965 году Республика Корея и Япония подписали Договор об основах взаимоотношений, однако и в нём принадлежность острова Токто (Такэ-сима) не была установлена.
Следует отметить, что во всех случаях неурегулированности территориальных отношений со своими соседями Япония воздерживается от принятого в международном праве порядка решения таких споров через Международный суд ООН.
С точки зрения внутренней террористической угрозы Япония является достаточно спокойным государством, благодаря жёстким миграционным законам и высокому уровню правопорядка внутри страны. Крупнейшая в истории послевоенной Японии террористическая атака произошла в марте 1995 года, когда члены религиозной группировки Аум Синрикё распылили в токийском метро ядовитый газ зарин, в результате чего погибло 12 и пострадало более 1 000 человек.
В последние годы исламские террористические группировки часто упоминают Японию, верного союзника США, в качестве возможной цели террористических атак, поэтому Япония последовательно занимает активную позицию в международном антитеррористическом движении.
Согласно докладу экспертов «Transparency International», индекс восприятия коррупции в Японии характеризуется как относительно низкий, составив в 2007 году 7,5.
Согласно Глобальному барометру коррупции за 2004 год, по секторам степень коррумпированности распределилась следующим образом: политические партии — 51,9 %; полиция — 9,6 %; бизнес — 8,7 %; здравоохранение — 7,3 %; образование — 3,8 %; судебная система — 3,7 %; налогообложение — 2,8 %; таможня — 1,4 %; частный сектор — 1,2 %; иммиграционные службы — 0,2 %; другое — 5,4 %.
Япония сталкивается с угрозой сокращения численности населения. В 2005 году впервые за 106-летний период ведения демографической статистики произошло сокращение абсолютной численности населения.
Страна заняла первое место в мире по показателю доли старших возрастов старше 65 лет (21,0 % в 2004 году) и последнее место в мире — по доле детского населения возраста менее 15 лет (13,6 % в 2004 году). По официальным прогнозам Министерства здравоохранения за 2006 год, основанным на предположении, что нынешняя тенденция к сокращению темпов рождаемости сохранится, население Японии к 2055 году сократится до отметки менее 90 миллионов человек. При этом доля возрастов старше 65 лет увеличится вдвое и составит 41 % от численности населения, в то время как доля детского населения моложе 14 лет сократится до 8 %. Более долгосрочный прогноз показывает, что к 2105 году население Японии может сократиться до 44,59 миллионов человек.
Проблема приёма иностранной рабочей силы обострилась для Японии с начала 1990-х годов, когда экономика столкнулась с недостатком рабочей силы в связи с «постарением общества» и снижением рождаемости. В настоящее время ситуация такова, что, по подсчётам ООН, для обеспечения уровня экономически самодеятельного населения (возраста 15–64 года) на уровне 1995 года Япония должна будет принять у себя до 2050 года 600 тысяч иностранных рабочих.
Численность иностранных рабочих с 1990-х годов стала стремительно расти, достигнув в 2002 году отметки 760 тысяч человек. Вместе с тем доля иностранной рабочей силы к общему числу занятых в Япония существенно уступает основным западным странам, составляя 1 % занятых против 12 % в США и 6–8 % во Франции и Германии. Из их числа только 100 тысяч иностранных работников имеют высокую квалификацию (категория так называемых «квалифицированных специалистов»). По данным японской печати, в стране насчитывается от 250 до 300 тысяч иностранных работников, не имеющих легального статуса.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Доисторический период
- Период Кофун (курганный) (III–VI века)
- Период Асука (592–710 годы)
- Период Нара (710–794 годы)
- Период Хэйан (794–1185 годы)
- Период Камакура (сёгунат Минамото) (1192–1333 годы)
- Период Муромати (сёгунат Асикага) (1333–1573 годы)
- Период объединения страны (1568–1603 годы)
- Период Эдо (сёгунат Токугава) (1603–1867 годы)
- Период Мэйдзи (1868–1912 годы)
- Период Тайсё (1912–1926 годы)
- Период Сёва (1926–1989 годы)
- Период Хэйсэй (1989 годы — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы правительства (премьер-министры) в 1946–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Положение и роль СМИ
- Положение Японии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...