Япония / Особенности законодательной власти
Согласно конституции, законодательная ветвь власти в Японии представлена двухпалатным парламентом, состоящим из палаты советников, являющейся верхней палатой, и нижней палаты представителей. Порядок работы парламента регулируется конституцией и Законом о Парламенте (1947 год). Регламентом палаты представителей и регламентом палаты советников (1949 год).
Члены японского парламента избираются путём всеобщих прямых выборов на основе смешанной системы, сочетающей в себе элементы пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Нормативно-правовую основу избирательной системы Японии составляют: конституция страны и закон 1950 года «О выборах публичных должностных лиц» (в него неоднократно вносились существенные поправки). Активное избирательное право в Японии наступает с 20 лет. Права волеизъявления лишены лица, признанные недееспособными, находящиеся в заключении и/или приговорённые к нему, а также совершившие электоральные нарушения.
Верхняя палата — палата советников, состоящая из 242 членов, избирается сроком на шесть лет; половина состава палаты переизбирается каждые три года (по окончании депутатского мандата). Председатель палаты занимает свой пост в течение 6 лет (избирается советниками).
Палата советников избирается по смешанной системе: для занятия 121 места в палате 73 депутата избираются по простой мажоритарной системе в 47 многомандатных округах, созданных по административно-территориальному принципу, а 48 депутатов — по пропорциональной системе (система д’Хонта) в общенациональном избирательном округе (голосование по партийным спискам). Таким образом, каждый избиратель на выборах в верхнюю палату имеет два голоса, один из которых он отдаёт за конкретного кандидата, другой — за политическую партию.
Кандидат на выборах в верхнюю палату должен быть не младше 30 лет, не должен занимать должность в государственных органах власти, государственных корпорациях или органах местного самоуправления (за исключением высших должностей). Для участия в выборах кандидат должен внести избирательный залог, равный 3 миллионам йен (залог не возвращается, если кандидат получил менее одной восьмой части от числа, получаемого делением общего количества проголосовавших на число мест от многомандатного округа). Избирательный залог для партий и политических групп в два раза выше.
Нижняя палата — палата представителей, состоящая из 480 депутатов, избирается сроком на четыре года (новые выборы могут быть объявлены раньше в случае её досрочного роспуска).
В 1925–1993 годах выборы в палату представителей проводились по системе средних избирательных округов (многомандатная мажоритарная система), в рамках которой от одного округа избиралось от трёх до пяти депутатов. 21 ноября 1994 года был принят закон о малых избирательных округах, в соответствии с которым 300 депутатов избираются в одномандатных округах (по мажоритарной системе простого большинства) 180 — в 11 многомандатных (от 6 до 29 мест) в региональных избирательных округах (пропорциональная система д’Хонта по партийным спискам).
Право избираться в нижнюю палату имеют граждане Японии, достигшие 25 лет. Кандидат не должен занимать должность в государственных органах власти, государственных корпорациях или органах местного самоуправления. Для участия в выборах кандидат должен внести избирательный залог, равный 3 миллионам йен (возвращается, если кандидат набирает оговорённое в законе число голосов).
Таким образом, каждый избиратель на выборах в нижнюю палату имеет два голоса, один из которых он отдаёт за конкретного кандидата, другой — за политическую партию. Для Японии характерен стабильный состав депутатского корпуса, что обусловлено прочными связями депутата со своими избирателями и группами интересов на территории избирательного округа. Для японских парламентариев типично многократное переизбрание, однако попасть в число парламентариев очень непросто. Довольно специфичны и отдельные избирательные процедуры (запрещены некоторые виды агитации и агитационных материалов и тому подобное).
Сессии парламента проводятся раз в год, но по решению правительства могут созываться чрезвычайные сессии парламента. Каждая палата может открывать заседание и принимать решения только в присутствии не менее одной трети парламентариев. Все решения принимаются большинством голосов за исключением случаев, предусмотренных конституцией. В случае равенства голосов председатель имеет право решающего голоса.
Существенные законодательные инициативы исходят от кабинета министров и высокопоставленных чиновников и затем оформляются в одной из палат парламента. Важную роль играют постоянные парламентские комиссии и комитеты, которые лежат в основе разработки и принятия решений в парламенте. После одобрения в комитете законопроект выносится на голосование в обе палаты парламента и становится законом только после одобрения обеими палатами. Конституция гласит, что «принятый палатой представителей законопроект, по которому палата советников приняла решение, отличное от решения палаты представителей, становится законом после его вторичного принятия большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов палаты представителей. Если палата советников не примет окончательного решения по законопроекту, принятому палатой представителей, в течение шестидесяти дней, за исключением времени перерыва в работе парламента, после его получения, то палата представителей может рассматривать это как отклонение данного законопроекта палатой советников» (ст. 59).
Одной из основных обязанностей парламента является принятие бюджета. «Бюджет должен представляться сначала на рассмотрение палаты представителей. Если палата советников принимает отличное от палаты представителей решение по бюджету и компромисс не достигнут, или палата советников не принимает решение в течение 30 дней после получения бюджета, то решение палаты представителей становится решением парламента» (ст. 71). Такой порядок применяется и в отношении ратификации международных договоров.
Премьер-министр Японии выбирается из числа членов парламента: им становится лидер победившей партии (но необязательно, поскольку им может быть избран и другой член парламента, представляющий победившую партию). Парламент осуществляет контроль за деятельностью премьер-министра и кабинета. Таким образом, парламент Японии осуществляет законодательные функции, функцию парламентского контроля над исполнительной ветвью власти и действует в интересах защиты гражданских прав и свобод.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Доисторический период
- Период Кофун (курганный) (III–VI века)
- Период Асука (592–710 годы)
- Период Нара (710–794 годы)
- Период Хэйан (794–1185 годы)
- Период Камакура (сёгунат Минамото) (1192–1333 годы)
- Период Муромати (сёгунат Асикага) (1333–1573 годы)
- Период объединения страны (1568–1603 годы)
- Период Эдо (сёгунат Токугава) (1603–1867 годы)
- Период Мэйдзи (1868–1912 годы)
- Период Тайсё (1912–1926 годы)
- Период Сёва (1926–1989 годы)
- Период Хэйсэй (1989 годы — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы правительства (премьер-министры) в 1946–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Положение и роль СМИ
- Положение Японии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В учебнике изложены основы аэрокосмических методов исследования Земли. ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
В книге рассказывается об истории открытия Земли с древнейших времён. Много лет ...