Япония / Особенности исполнительной власти
Высшим органом исполнительной власти Японии является кабинет министров (правительство), полномочия и порядок работы которого определены конституцией (глава V) и Законом от 16 января 1947 года.
Главой правительства является премьер-министр. Министры возглавляют соответствующие министерства и ведомства, а также могут входить в правительство на правах министра «без портфеля». Особое место занимают генеральный секретарь кабинета министров (в ранге государственного министра) и глава законодательного бюро (органа, проводящего окончательную экспертизу законопроектов перед их представлением в парламент). В конституции специально оговаривается, что «Премьер-министр и другие государственные министра должны быть гражданскими лицами» (ст. 66).
Кандидатура премьер-министра предлагается парламентом из числа его членов. «Если палата представителей и палата советников приняли различные резолюции о выдвижении, и если соглашение не достигнуто и с помощью предусмотренного законом согласительного совещания обеих палат или если палата советников не приняла решения о выдвижении в течение десяти дней, за исключением времени перерыва в работе парламента, после того как палата представителей произвела такое выдвижение, то решение палаты представителей становится решением парламента» (ст. 67).
Премьер-министр назначает государственных министров и обладает правом отстранения их от должности. Большинство членов кабинета должно быть выбрано из числа членов парламента.
Премьер-министр, как представитель кабинета, обладает правом законодательной инициативы, осуществляет руководство и контроль над различными отраслями управления, а также отчитывается перед парламентом об общем состоянии государственных дел и внешних сношений. Все законы и правительственные указы должны подписываться соответствующими государственными министрами и получать контрасигнацию премьер-министра и обнародоваться императором.
К другим функциям премьер-министра и кабинета относятся: руководство внешней и внутренней политикой; организация и руководство государственной службой; разработка бюджета и представление его на рассмотрение парламента; принятие решений об амнистиях, помилованиях, смягчениях наказаний, освобождениях от исполнения приговоров и восстановления в правах.
Премьер-министр и государственные министры обладают правом неприкосновенности. Однако государственные министры могут быть привлечены к судебной ответственности с согласия премьер-министра.
Премьер-министр и кабинет несут ответственность перед парламентом, нижняя палата которого может поставить вопрос о недоверии, и «кабинет должен уйти в отставку в полном составе, если в течение десяти дней палата представителей не будет распущена» (ст. 69). Также кабинет министров должен уйти в отставку, если «должность премьер-министра становится вакантной или если созывается первая сессия парламента после всеобщих выборов членов палаты представителей» (ст. 70).
Для работы в министерствах и специализированных управлениях чиновники обязаны пройти специальные конкурсные экзамены, подтверждающие их компетентность.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Доисторический период
- Период Кофун (курганный) (III–VI века)
- Период Асука (592–710 годы)
- Период Нара (710–794 годы)
- Период Хэйан (794–1185 годы)
- Период Камакура (сёгунат Минамото) (1192–1333 годы)
- Период Муромати (сёгунат Асикага) (1333–1573 годы)
- Период объединения страны (1568–1603 годы)
- Период Эдо (сёгунат Токугава) (1603–1867 годы)
- Период Мэйдзи (1868–1912 годы)
- Период Тайсё (1912–1926 годы)
- Период Сёва (1926–1989 годы)
- Период Хэйсэй (1989 годы — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы правительства (премьер-министры) в 1946–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Положение и роль СМИ
- Положение Японии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Природу нашей великой Родины постоянно и планомерно изучает огромная армия ...
Книга известного английского географа П. Хаггета представляет собой своего рода ...