Узбекистан / Особенности законодательной власти

До парламентских выборов 2004 года высшим представительным органом, осуществлявшим законодательную власть в стране, являлся однопалатный Олий Мажлиса, состоявший из 250 депутатов. Депутаты избирались по территориальным избирательным округам сроком на пять лет. Однако этот представительный орган имел существенные особенности в своей работе. На регулярной основе работали только комитеты, рассматривавшие в основном исходящие от президента и кабинета министров законопроекты с целью их вынесения на рассмотрение парламентских сессий. По регламенту предусматривалось проведение четырёх плановых сессий в полном составе, а также специальных сессий (вне регламента), если требовалось срочно рассмотреть поправки к конституции или не требующие отлагательства важные президентские инициативы.

На всенародном референдуме, утвердившем продление полномочий президента И. Каримова до 2007 года, получило также одобрение создание по инициативе президента, начиная с выборов 2004 года, двухпалатного парламента (предложение поддержали 94 % проголосовавших).

В настоящее время Олий Мажлиса состоит из двух палат — Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Срок их полномочий — пять лет.

Законодательная палата состоит из 120 депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартийной основе (ст. 77).

Сенат является палатой территориального представительства (ст. 77). Члены Сената избираются в равном количестве — по шесть человек — от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента путём тайного голосования на соответствующих совместных заседаниях депутатов Жокаргы Кенеса (парламента) Республики Каракалпакстан, представительных органов государственной власти областей, районов и городов из числа этих депутатов. 16 членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан назначаются президентом из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы, производства и других сферах государственной и общественной деятельности. Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Законодательной палаты и членом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также членом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть гражданин, достигший ко дню выборов 25 лет и постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет (ст. 77). Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты, определяются законом.

К совместному ведению Законодательной палаты и Сената относятся: принятие конституции Республики Узбекистан, внесение в неё изменений и дополнений; принятие конституционных законов и других законов, внесение в них изменений и дополнений; принятие решения о проведении референдума и назначении даты его проведения; определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей Республики Узбекистан; принятие в состав республики новых государственных образований и утверждение решений о выходе их из состава республики; принятие госбюджета по представлению кабинета министров и контроль за его исполнением; образование, упразднение, переименование районов, городов, областей и изменение их границ; утверждение указов президента Республики Узбекистан об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления; рассмотрение и утверждение по представлению президента кандидатуры премьер-министра; утверждение указа президента об объявлении состояния войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и др. (ст. 78).

Верхняя палата — Сенат — по конституции имеет больше полномочий, чем нижняя: избрание по представлению президента Конституционного суда, Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан; утверждение указов президента о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей; утверждение указов президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности председателя Службы национальной безопасности Республики Узбекистан; по представлению президента принятие актов об амнистии и др. (ст. 80).

В ведении Законодательной палаты находятся главным образом процедурные вопросы; круг её полномочий ограничен принятием постановлений по тем или иным вопросам в области политической, социально-экономической жизни, а также вопросам внутренней и внешней политики государства (ст. 79).

Основные принципы избирательной системы Республики Узбекистан зафиксированы в конституции 1992 года (с дополнениями и изменениями), законе «О выборах президента Республики Узбекистан» от 18 ноября 1991 года (с последующими дополнениями и изменениями) и законе «О выборах в Олий Мажлиса Республики Узбекистан» от 28 декабря 1993 года (с последующими дополнениями и изменениями).

Согласно ст. 117 конституции Республики Узбекистан, выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие 18 лет. Лишены активного и пассивного избирательного права следующие категории лиц: граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

В условиях, когда выборы в Узбекистане не являются свободными и честными (по утверждению международных наблюдателей), легальная оппозиция фактически отсутствует, избирательные права граждан являются формальностью.

Выборы президента, в Законодательную палату Олий Мажлиса и Жокаргы Кенес (парламент) Республики Каракалпакстан, в представительные органы государственной власти областей, районов, городов проводятся соответственно в год истечения конституционного срока их полномочий — в первое воскресенье третьей декады декабря.

Президент Узбекистана избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 7 лет (по решению референдума 2002 года, продлившего 5-летний срок президентских полномочий на два года). Президент не может избираться более двух сроков подряд. На период исполнения своих обязанностей он не может занимать иную оплачиваемую должность, быть депутатом представительного органа, заниматься предпринимательской деятельностью.

К кандидату в президенты выдвигаются следующие условия: он должен быть гражданином Республики Узбекистан не моложе 35 лет, свободно владеть государственным языком, постоянно проживать на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами (ст. 90 конституции).

Избранным считается кандидат в президенты, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесённых в списки избирателей. В случае если баллотировалось более двух кандидатов в президенты и ни один из кандидатов не получил требуемого количества голосов, то с участием двух кандидатов, получивших наибольшее количество голосов избирателей, проводится повторное голосование. Во втором туре избранным считается кандидат, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату, при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, превышает число голосов, поданных против него.

Согласно ст. 24 закона «О выборах президента Республики Узбекистан» от 18 ноября 1991 года (с изменениями и дополнениями 1997, 1999 и 2000 годов), право на выдвижение кандидата в президенты Республики Узбекистан имеют политические партии и представительные органы власти. Политическая партия может выдвигать кандидата при условии, что она зарегистрирована Министерством юстиции не позднее, чем за шесть месяцев до дня назначения выборов.

Первые президентские выборы в Узбекистане были проведены 29 декабря 1991 года, когда Ислам Каримов, тогда председатель Верховного Совета, конкурировал лишь с одним кандидатом и получил 85,9 % голосов. 9 января 2000 года Каримов, официально выдвинутый партией «Фидокорлар», был переизбран на посту президента, победив (92 % голосов) Абдулхафиза Джалолова. По результатам референдума от 27 января 2002 года, текущий президентский срок Каримова продлён до 27 января 2007 года (одновременно с увеличением конституционного срока занятия президентского поста с 5 до 7 лет). Решения о продлении полномочий президента Каримова принимались на референдумах в 1995 году (проголосовали «за» 99,6 % принявших участие в голосовании избирателей; явка на голосование составила 99,3 %) и в 2002 году, которые не могут рассматриваться в качестве демократического института состязательного типа, поскольку на референдумах фигурировала кандидатура только Каримова.

Законодательная палата Олий Мажлиса состоит из 120 депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартийной основе. Для выборов депутатов в стране созданы, соответственно, 120 одномандатных избирательных округов. Избирательная система — мажоритарная (с простым большинством голосов). Для того чтобы выборы в округе были признаны состоявшимися, на них должно явиться не менее 33 % избирателей. Кандидат будет избран, если он получил больше 50 % голосов явившихся на выборы избирателей. Если явка ниже и/или никто из кандидатов не набрал требуемого числа голосов, назначается второй тур, в который выходят два кандидата, набравших большинство голосов в первом туре. Победитель во втором туре — кандидат, набравший простое большинство голосов. Количество туров при выборах депутатов нижней палаты не ограничено. Так, кампания по выборам в парламент в 1994 году проходила в три тура — 25 декабря 1994 года, 8 и 22 января 1995 года, а в 2004 году — в два тура (в декабре 2004 года и в январе 2005 года).

Согласно изменениям, внесённым в 2003 году в закон «О выборах в Олий Мажлиса Республики Узбекистан», кандидатов в депутаты нижней палаты могут выдвигать только зарегистрированные партии, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные и ташкентский органы представительной власти, а также зарегистрированные инициативные группы избирателей.

84 члена Сената Олий Мажлиса избираются тайным голосованием на соответствующих совместных заседаниях депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, представительных органов государственной власти областей, районов и городов из числа этих депутатов не позднее месячного срока после их избрания. 16 сенаторов назначаются президентом. 84 члена Сената избираются в равном количестве (по шесть человек) от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Депутатом Законодательной палаты, а также членом Сената Олий Мажлиса может быть гражданин Узбекистана, достигший ко дню выборов 25-летнего возраста и постоянно проживающий на территории страны не менее пяти лет. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты, определяются законом. В конституции оговаривается, что гражданин Узбекистана не может быть одновременно депутатом более чем в двух представительных органах государственной власти.

Мажоритарная система действует при выборах областных, районных, городских советов народных депутатов, которые возглавляются соответствующими хокимами, одновременно являющимися руководителями исполнительных органов на этих территориях, что является дополнительным доказательством неполного разделения исполнительной и законодательной ветвей власти в Узбекистане.


←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →



 

Путешествие по Замбези и её притокам / Путешествие по Замбези и её притокам и открытие озёр Ширва и Ниасса (1858–1864). Давида Ливингстона и Чарльза Ливингстона. Перевод с английского под редакцией Н. Страхова. С политипажами. Том первый. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1867 года (издательство «Санкт-Петербург,Путешествие по Замбези и её притокам
Путешествие по Замбези и её притокам и открытие озёр Ширва и Ниасса (1858–1864). ...
Научная мысль как планетное явление / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии (издательство «Наука»).Научная мысль как планетное явление
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии (издательство «Наука»).
Физика движения подземных вод / Монография содержит оригинальные разработки автора на основе развития и обобщения результатов исследований советских учёных П. А. Ребиндера, Б. В. Дерягина, С. В. Нерпина и др. Освещаются вопросы физики течения жидкостей в пористых средах, рассматривается природа фильтрационных аномалий и учёт этих Физика движения подземных вод
Монография содержит оригинальные разработки автора на основе развития и ...