Турция / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства в случае Турции может быть оценено как весьма высокое, что подтверждается следующими фактами.
В новейшей истории страны имеется прецедент военного переворота и военного правления (в 1980 году был совершён военный переворот под руководством Кенана Эврена — главы генерального штаба Турции. Была запрещена деятельность всех политических партий, прошли массовые аресты). Вероятность повторения подобных событий в будущем не исключена.
Нелегальные сепаратистские и антиправительственные движения представлены в первую очередь в виде группировок, представляющих интересы национальных меньшинств. Ярким примером можно считать партизанскую борьбу боевого крыла Курдской Рабочей Партии (КРП; после ареста Оджалана сменила название на Курдистанский Народный конгресс), чья деятельность запрещена на территории Турции.
В 1980-е и 1990-е годы КРП вела активную подрывную деятельность не только в юго-восточных (преимущественно курдских) районах, но и в крупнейших городах страны. После ареста её лидера Абдулы Оджалана в конце 1990-х годов активность пошла на спад, а в 2006 году группировка в одностороннем порядке объявила о временном прекращении огня против турецких военнослужащих. Вместе с тем 2007 года ознаменовался возобновлением террористической деятельности КРП, в том числе и на границе с Ираком (так, в октябре 2007 года там были убиты 13 солдат турецкой армии).
На территории Турции размещаются и нелегальные опорные пункты сепаратистских структур из других стран. Наибольший резонанс среди них получили чеченские боевики. Требуя прекращения боевых действий против сепаратистов в Чечне, они неоднократно предпринимали террористические акции, дискредитировавшие турецкое государство на международной арене. В 1996 году чеченцами был захвачен турецкий паром на Чёрном море, а в 2004 году были осуществлены захват летевшего из Стамбула российского самолёта и взятие заложников в одном из крупных стамбульских отелей.
Повышенная активность чеченских экстремистов, осуществлявших и финансовую поддержку сепаратистских бандформирований, была обусловлена наличием в Турции крупной чеченской диаспоры и тем обстоятельством, что значительная часть собственно турецкого населения симпатизировала делу сепаратистов (так, чеченские боевики, в том числе полевые командиры, имели возможность лечиться в турецких больницах). Кроме того, правительство страны не уделяло должного внимания пресечению деятельности чеченцев (хотя, в частности, устранило правовые возможности для финансирования боевиков), что вызвало резкое неодобрение российской стороны.
Легальных сецессионистских движений в стране не может быть по определению, поскольку попытка расчленения территории турецкого государства является тягчайшим преступлением и карается высшей мерой наказания.
Турция сталкивается с проблемой территориальных претензий: Сирия отказывается признавать факт присоединения к Турции территории её нынешней провинции Хатай, принадлежавшей Сирии в период французского мандата и перешедшей к турецкой стороне по итогам кризиса 1937–1939 годов.
Угроза терроризма в Турции может быть охарактеризована как высокая. На территории страны с 1990 года был зафиксирован целый ряд террористических актов, за которыми стояли активисты курдских группировок, выступающие за независимость турецкого Курдистана. После 11 сентября 2001 года Турция, как и многие другие государства, вступила в антитеррористическую коалицию.
Самым известным терактом «Аль-Каиды» следует признать атаку на генеральное консульство Великобритании в Стамбуле (20 ноября 2003 года), в результате которого погиб британский генеральный консул. Результатом в общей сложности пяти взрывов стала смерть 25 и ранение 400 человек.
Значительную угрозу внутренней безопасности Турции представляет собой организованная преступность. Это комплексное явление, затрагивающее также интересы целого ряда стран Европы и США, где имеются значительные турецкие общины.
Выгодное географическое положение Турции на стыке Европы и Азии превращает её в важное транзитное государство для торговцев наркотиками, причём синтетические наркотики переправляются через территорию Турции из Европы в страны Ближнего Востока, а опиаты — из азиатских стран (в первую очередь, Афганистана) в европейские. Так, 80 % героина, поступающего на территорию Великобритании, проходит через территорию Турции. Турецкая полиция перехватывает больше наркотиков, чем какая-либо другая подобная служба в мире.
Курдская рабочая партия также участвовала в наркоторговле, используя средства, вымогавшиеся у наркокурьеров за право безопасного перемещения по подконтрольной курдам территории, для финансирования своей деятельности.
Вследствие довольно агрессивных мер, принятых турецкой полицией против наркоторговли, значительная часть маршрутов наркотрафика пошла через территорию Украины, однако турецкий маршрут (идёт от недостаточно эффективно охраняемой границы с Ираном до государств Балканского полуострова) продолжает оставаться одним из важнейших в мире. Кроме того, в окрестностях Стамбула и в провинции располагается ряд крупных лабораторий по производству героина, работающих на привозном сырье.
Последствия наркоторговли включают в себя определённый рост потребления наркотических веществ и населением самой Турции (подразумевающий и рост числа ВИЧ-инфицированных среди наркоманов), а также рост коррупции в государственных структурах, в том числе — на таможне.
По оценкам Торговой палаты Анкары, в 2004 году через руки мафии прошло свыше 60 миллиардов долларов, что сопоставимо с четвертью государственного бюджета Турции в тот год, причём количество денежных средств в «теневой экономике» имеет тенденцию к ускоренному росту. В самой Турции ОПГ проникли практически во все отрасли хозяйства и поделили доходы от рэкета между собой. Кроме рэкета и наркоторговли, нелегальные доходы поступают от торговли органами, угонов, контрабанды и тому подобного.
Турецкие (укомплектованные, в том числе, и турками-киприотами) и курдские ОПГ считаются одними из наиболее опасных криминальных структур в ФРГ, Великобритании, Швеции. Стремление расширить сферу своего контроля приводит турецких преступников к жестоким конфликтам с другими этническими ОПГ. Так, в первые годы XXI века в Великобритании шла борьба турецкой, курдской, албанской и пакистанской мафий за рынок героина, сопровождавшаяся многочисленными убийствами членов указанных группировок. Гангстерские войны шли и из-за определения сферы рэкета для каждой из них.
В Европе турецкая мафия занимается в основном контрабандой наркотиков и оружия (оборот может достигать суммы свыше 40 миллиардов долларов в год).
Вместе с ОПГ из России и Украины турецкие преступные элементы активно занимаются торговлей людьми, которая в основном представлена поставкой наложниц в страны Ближнего и Среднего Востока и проституток в Европу.
Особенное беспокойство вызывают поступающие сведения о том, что в настоящее время турецкая мафия пытается частично поставить под свой контроль аппарат исполнительной власти не только у себя на родине, но и в европейских государствах (к примеру, в Нидерландах). Проникновение в управленческие структуры протеже мафии означает эрозию суверенитета таких стран и подмену государственной власти влиянием криминальных группировок, которые, таким образом, создают сферу не только «теневой экономики», но и «теневой политики» — параллельную вертикаль власти для отдельных кварталов, в особенности — населённых мигрантами.
Как весьма сложные и до сих пор не до конца понятные могут быть охарактеризованы отношения между турецкой мафией, разведкой и экстремистами из организации «Серые волки». По некоторым данным, «Серые волки» сотрудничают с криминальными элементами (подобное взаимодействие, в частности, позволяет им иметь надёжный канал поставок оружия). При этом у них имеются и контакты с национальной турецкой разведкой МИТ, которая никогда не оставляет «Серых волков» без внимания и периодически использует для выполнения задач, способных дискредитировать государство, если таковое будет решать их самостоятельно (так, «Серые волки» участвовали в преследовании турецкой оппозиции и борьбе с курдами; кроме того, в 1990-е годы они осуществляли разведывательную и агитационную деятельность в России и странах СНГ с целью усиления там позиций пантюркизма).
Многие сотрудники турецких спецслужб легко находят общий язык с экстремистами на почве национализма и религиозных воззрений. С другой стороны, спецслужбы инфильтрированы и агентурой ОПГ, нуждающихся в инструментарии силовых структур и противозаконном покровительстве с их стороны для осуществления своих криминальных планов. Таким образом, не исключается существование симбиоза указанных трёх элементов, способных вместе заменить государственные интересы собственными.
Курдская мафия использует средства, вырученные от преступной деятельности, для спонсирования сепаратистов Курдистана, многие из которых базируются в районах расселения курдов на севере Ирака. В начале 1990-х годов этнический конфликт между турками и курдами возник уже на территории Германии. Кровавые уличные столкновения между бандами привлекли внимание правоохранительных органов, по сообщениям которых в стране находилось около 7 000 радикальных активистов курдских и турецких националистических группировок.
На основе экспертных оценок уровень коррупции в Турции может быть охарактеризован как высокий.
Коррупция оказывает заметное влияние на самые разные стороны общественной жизни. Согласно данным «Глобального барометра коррупции» (подготовленным «Transparency International») по мнению граждан Турции, наиболее парализованными коррупцией являются налоговые органы, судебная власть и система здравоохранения (4,2 балла по 5-балльной шкале, где 5 — максимальный показатель коррумпированности). Прочие сферы ненамного отстают от лидеров, имея показатели в диапазоне от 3,9 до 4,1.
Наиболее одиозные примеры взяточничества, создающего непосредственную угрозу безопасности государства, связаны с работой таможенной службы, сотрудники которой оказывают наркокурьерам содействие в провозе наркотических веществ, а также пенитенциарной системы, в рамках которой заключённые могут за плату получать средства мобильной связи, наркотики и огнестрельное оружие, что позволяет руководить криминальным бизнесом непосредственно из тюремных камер и устраивать в местах заключения локальные «гангстерские войны».
Коррумпированные чиновники из различных министерств и ведомств использовались международными террористами для обеспечения безопасного проживания на территории Турции и транзита через неё (к примеру, для проникновения в Афганистан).
По отдельным данным, мафией были легко подкуплены многие представители «светских» партий, тогда как о членах партий исламской ориентации подобных сообщений не поступало.
Высокий уровень коррупции создаёт турецкому государству дурную репутацию и является одним из препятствий, стоящих на пути вступления страны в ЕС.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Османская империя
- Республиканский период
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1973–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1973–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Парламенте по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Турции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Турции в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Книга посвящена природной среде Земли. Успехи космических исследований ...
Современные полигенетические и погребенные голоценовые почвы являются ...