Турция / Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Турция является членом ООН и участвует в работе ряда её подразделений (Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, ЮНКТАД, ЮНЭСКО, ВОЗ, Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности, Комиссия Занггера по Договору о Нераспространении Ядерного Оружия, ФАО, МАГАТЭ, МКК, Международная Финансовая Корпорация, Международная Федерация Сообществ Красного Креста и Полумесяца, МОТ, МВФ, МБРР, Международный Телекоммуникационный Союз, Многостороннее агентство по гарантированию капиталовложений, БАПОР).
Турция также является членом НАТО, ЧЭС, Совета Европы, ЦЕРН, ЕАРС, Организации Экономического Сотрудничества, ОЭСР, Организации Исламская Конференция, ОБСЕ, Всемирной Торговой Организации, Австралийской группы, Азиатского Банка Развития, Банка Международных Расчётов, ЕБРР, Международной Конфедерации Свободных профсоюзов, Международной Ассоциации Развития, Исламского Банка Развития, Международного Энергетического Агентства, Международного Фонда Развития Сельского Хозяйства, Международной Организации Судоходства, Интерпола, Всемирной ассоциации профсоюзов. Имеет статус наблюдателя при ОАГ.
В первые годы холодной войны страх перед Советским Союзом заставил Турцию обратиться к Западу и, прежде всего, к Соединённым Штатам за помощью — как военной, так и экономической. В 1947 году Турция начинает получать помощь по «плану Маршалла», а в 1952 году вступает в НАТО.
Ещё в начале 1950-х годах Турция сыграла активную роль в межкорейском противостоянии, предоставив свой контингент, который принимал участие в конфликте под флагом ООН.
Взаимоотношения с США имеют первостепенное значение для Турции. На её территории расположены военные базы США (Инджерлик — недалеко от города Адана). США оказывают существенную помощь в переоснащении вооружённых сил Турции и поддержании боеготовности частей и соединений. Период охлаждения в отношениях между двумя странами наблюдался в середине и второй половине 1970-х годов, когда Турция осуществила высадку войск на Кипре. В этот период было практически полностью прекращено взаимодействие во всех областях ВТС и экономики.
Принято считать, что экономический и политический кризисы, которые привели к военному перевороту 1980 года, частично проистекали из проблем во взаимоотношениях с США. В 2000-е годы Турция активно поддержала США в борьбе с терроризмом, предоставив своё воздушное пространство для осуществления переброски войск антитеррористической коалиции в Афганистан, однако сухопутное пространство так и оставалось закрытым. Турецкий контингент в настоящее время действует в рамках коалиционных сил в Афганистане. В 2003 году Турция отказалась предоставить свою территорию в качестве плацдарма для вторжения американцев и их союзников в Ирак.
Испытанием для двусторонних отношений стала принятая в октябре 2007 года комитетом по внешней политике Конгресса США резолюция, признававшая факт геноцида армян в Османской империи в 1915 году. После этого шага Турция временно отозвала из Вашингтона своего посла, а в самой стране прошли массовые акции протеста против решения американских парламентариев. Возникла угроза сворачивания Турцией военного сотрудничества с Соединёнными Штатами, причём в обстановке, когда турецкое правительство рассматривало возможность проведения военной операции в иракском Курдистане, скандал с резолюцией Конгресса мог лишить американские власти каких бы то ни было рычагов влияния на партнёра, способных удержать его от опасных для региона действий. Оперативно проведённые переговоры премьер-министра Турции Эрдогана и президента США Буша позволили снять напряжённость между государствами, однако не смогли изменить позицию турецкой стороны относительно силового решения курдской проблемы.
После распада Советского Союза Турция пыталась существенно расширить своё влияние в регионе Закавказья и Центральной Азии. Первостепенное значение приобрели взаимоотношения с тюркскими республиками. В 1990-е годы существовала практика созыва Курултая тюркских народов. Эти ежегодные встречи были призваны сблизить родственные народы на основе общей культуры и исторического прошлого. Основная проблема, которая в итоге привела к переориентации тюркских республик на других региональных игроков, заключалась в значительной ограниченности Турции в ресурсах, прежде всего финансовых, так как на первом этапе существования этих государств вопрос элементарного политического выживания имел первостепенную важность.
Вместе с тем сотрудничество на этом направлении продолжается. Наиболее перспективным и насыщенным является взаимодействие с Азербайджаном, население которого наиболее близко туркам с лингвистической точки зрения. Экономические контакты подкрепляются и стратегическими интересами, поскольку Турция поддерживает Азербайджан в конфликте с Арменией вокруг Нагорного Карабаха, а Азербайджан активно выступает на стороне Турции в курдском вопросе.
В 2007 году был отменен визовый режим для граждан тюркских республик, въезжающих в Турцию на срок до 30 дней.
Отношения с соседями по Чёрному морю выстраиваются в рамках функционирующих в регионе международных организаций и, прежде всего, — ОЧЭС — Организации черноморского экономического сотрудничества, которая начала свою работу в 1992 году. Инициатором её создания выступила Турция, которая стремилась вне зависимости от других игроков выстроить свою собственную структуру в регионе, где она играла бы ведущую роль. Эта организация функционирует и в наши дни и считается одним из примеров успешного сотрудничества государств Черноморского региона.
Отношения с соседями на Ближнем Востоке — Ираном, Сирией и Ираком — во многом осложнены проблемой курдского населения. Все указанные государства и Турция не заинтересованы в появлении курдской государственности, однако до сих пор реагируют на вызовы со стороны курдского национального движения в одностороннем порядке и не демонстрируют намерений активно согласовывать свои действия. Это обусловлено тем, что Турция, Иран и Сирия претендуют на заметное региональное влияние и не хотят показывать, что не могут справиться с существующими трудностями без помощи соседей.
Отношения с Ираном носят характер соперничества, так как Турция и Иран представляют две разные концепции развития мусульманского государства — религиозную и светскую.
Сложные отношения Турция имеет со странами Евросоюза. На сегодняшний день Турецкая Республика по-прежнему является претендентом на вступление в ЕС (в 1996 году начал действовать таможенный союз между Турцией и ЕС), однако в последнее время перспективы интеграции становятся все более призрачными. Отношение к туркам в Европе в целом настороженное, так как в этих странах велика доля турецких мигрантов, переносящих свою культуру на чужую почву. Для Турции вступление в ЕС является ключевым направлением внешней политики, так как успех послужит вершиной всего проекта европеизации страны (этот вопрос уже многие годы ставится в качестве главной цели в программах ключевых политических партий). Отказ во вступлении может отразиться в будущем на всей политике Турции.
Значительное охлаждение отношений (в том числе в экономической сфере) с Францией вызвало одобрение в первом чтении проекта закона об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян в 1915 году, осуществлённое французским Национальным собранием в 2007 году в результате активной лоббистской деятельности влиятельной армянской диаспоры во Франции (геноцид армян в 1915 году был признан Национальным собранием Франции ещё в 2001 году).
Следует отметить целый ряд сложностей во взаимоотношениях Турции с Грецией, которая выступает в роли последовательного противника Турции в вопросах её интеграции в европейские политические и экономические институты, в связи с позицией Турции по кипрскому вопросу, а также рядом споров из-за статуса островов в Эгейском море. В свою очередь, Турция неоднократно указывала на проблемы, связанные с нарушением прав турецкого меньшинства, проживающего в Греческой Фракии.
Межгосударственные связи Турции с Россией насчитывают более пяти веков (историки ведут отсчёт от послания князя Ивана III по вопросам морской торговли, направленного 30 августа 1492 года османскому султану Баязиту II). Посольство Российской империи в Константинополе на постоянной основе открылось в 1701 году.
Политические сложности не помешали развитию отношений между двумя странами после 1991 года.
В формате двусторонних отношений между Россией и Турцией было подписано более шестидесяти соглашений. Важнейшими из них являются Договор о принципах взаимоотношений от 25 мая 1992 года и Совместная политическая декларация об углублении дружбы и многопланового партнёрства от 6 декабря 2005 года.
16 ноября 2001 года в Нью-Йорке министры иностранных дел подписали «План действий по развитию сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой в Евразии».
Наиболее заметными направлениями экономического сотрудничества являются энергетика, международный туризм и строительный бизнес.
← Назад | Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Османская империя
- Республиканский период
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1973–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1973–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Парламенте по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Турции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Турции в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге доктора наук С. Ивченко рассказывается об экологии растений, ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года ...