Турция / Особенности исполнительной власти
В Турции исполнительную власть осуществляют Совет министров и Президент. Президент является главой государства и обладает существенными полномочиями как в области исполнительной власти, так и в законодательной и судебной. Согласно конституции, Президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к парламенту, чтобы быть как можно более объективным. Поэтому депутат, который хочет быть избранным в президенты, должен предварительно выйти из партии. Чтобы получить право быть избранным в президенты, гражданин должен удовлетворять следующим требованиям: быть старше 40 лет, иметь законченное высшее образование, иметь право быть избранным в парламент.
Согласно поправкам, которые были приняты 21 октября 2007 года, президент Турции избирается в результате прямых выборов путём тайного голосования всех граждан страны.
Президент практически не несёт прямой политической ответственности за свои действия, так как почти все его постановления заверяются Премьер-министром или профильным министром, которые, таким образом, и несут за них полную ответственность.
Президент играет ведущую роль в работе государственного аппарата. Согласно конституции, он может выступать с программным обращением на ежегодно открывающейся 1 октября сессии парламента. Он может созывать парламент на внеочередную сессию, распускать его и назначать досрочные выборы. Он утверждает принятые меджлисом законопроекты и промульгирует их. Он обладает правом отлагательного вето. Он также имеет право выносить на референдум законопроекты, которые предполагают изменение конституции, имеет право обращаться в Конституционный суд по поводу проектов законов, постановлений правительства, имеющих силу законов, части статей или всего внутреннего устава ВНСТ, если те, по его мнению, противоречат конституции. Он также может обращаться в Конституционный суд по поводу пересмотра действующего законодательства.
Что касается полномочий в области исполнительной власти, Президент выполняет ряд ключевых функций. Он назначает Премьер-министра и принимает его отставку, назначает и увольняет министров, опираясь на предложение Премьер-министра. Он может созвать внеочередное заседание кабинета министров под своим председательством. Он отправляет дипломатических представителей Турции в иностранные государства и принимает верительные грамоты от послов иностранных государств. Он парафирует международные договоры и соглашения. Действуя от имени ВНСТ, он вправе принять на себя функции главнокомандующего ВС Турции. Он назначает начальника Генерального Штаба ВС Турции. В его полномочия входит созыв под собственным председательством Совета национальной безопасности. Он имеет право объявлять чрезвычайное и осадное положения и принимать постановления, имеющие силу закона. Он также утверждает все постановления Правительства. Он имеет право смягчать или отменять наказание, предусмотренное для осуждённых, в связи с их продолжительной болезнью, инвалидностью или старостью. В его компетенцию входит назначение председателя и членов Совета государственного контроля, которому он может поручить изучение, проверку и наблюдение за государственными делами. Он избирает членов Совета высших учебных заведений и университетов.
У Президента также есть целый ряд полномочий в отношении судебной власти. Он имеет право назначать членов в Конституционный суд по представлению ряда органов. Он может назначать У4 членов Государственного совета. Он также назначает генерального прокурора республики и его заместителя, а также судей Высшего военного кассационного суда, членов Высшего военного административного суда, членов Высшего совета судей и прокуроров.
Президенту может быть объявлен импичмент. Для этого одна треть депутатов меджлиса должна внести это предложение, а затем три четверти депутатов на голосовании должны его одобрить. Импичмент в Турции возможен только в случае государственной измены Президента, во всех остальных случаях, согласно ст. 105 конституции, недопустимо обращение в какую-либо судебную инстанцию по поводу любых действий, предпринятых Президентом Турецкой Республики.
По итогам выборов в ВНСТ Президент Турции назначает главу победившей партии на пост Премьер-министра. Тот, в свою очередь, должен предложить министров, а Президент одобряет их кандидатуры. Только после того, как Правительство было сформировано, в пределах семи дней оно должно представить свою программу парламенту. Парламент же должен одобрить программу и вынести вотум доверия. Если в течение 45 дней после представления программы и правительства ВНСТ последний не одобряет его, Президент вправе после консультаций с председателем парламента распустить законодательное собрание и объявить новые выборы. Та же процедура действует и в случае неподтверждения полномочий премьер-министра и правительства, предложенных вместо прошлого Правительства, ушедшего в результате вотума недоверия или по схожим причинам.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Османская империя
- Республиканский период
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1973–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1973–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Парламенте по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Турции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Турции в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Вашему вниманию предлагается издание «По дорогам и тропам гвинейской саванны» ...