Туркмения / Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Туркменистан является членом около 40 международных организаций, в том числе ООН и ряда её специализированных учреждений (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ИКАО и др.); СНГ (ассоциированное членство); ОИК; ОБСЕ; МБРР; МВФ; МФК; ЕБРР; Азиатского банка развития и др. Является членом Движения неприсоединения.
Во внешней политике Туркменистан декларирует верность принципам неприсоединения и нейтралитета, неприменения силы или её угрозы, невмешательства во внутренние дела других государств.
В первые месяцы после провозглашения независимости Туркменистан установил дипломатические отношения с рядом государств, включая США. В марте 1992 года Туркменистан стал полноправным членом ООН, в сентябре того же года был принят в МВФ и Всемирный банк, стал членом Организации Исламская Конференция (ОИК). В ходе саммита в Тегеране в феврале 1992 года Туркменистан был принят наряду с другими бывшими советскими среднеазиатскими республиками в Организацию Экономического Сотрудничества, созданную в 1963 году Ираном, Турцией, Пакистаном. Туркменские руководители регулярно посещают встречи лидеров тюркоязычных стран.
В октябре 1995 года Туркменистан стал членом Движения неприсоединения. Нейтральный статус страны был признан ООН в декабре того же года.
В мае 1998 года Туркменистан и Европейский союз подписали соглашение по вопросам политического и экономического сотрудничества, в соответствии с которым Туркменистан получил статус наибольшего благоприятствования.
С ближайшими соседями по региону — Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном (туркменское руководство принимало участие в межтаджикском диалоге в 1990-е годы) Туркменистан следует по пути развития двустороннего сотрудничества, уклоняясь под предлогом своего нейтрального статуса от втягивания в многостороннюю региональную интеграцию.
Туркменистан не имеет острых пограничных споров с соседними государствами (идут или завершены процессы демаркации сухопутных границ). Определённую проблему представляют вопросы пограничного сотрудничества с Узбекистаном, который имеет к Туркменистану претензии по поводу перерасхода водных ресурсов Амударьи (протекает в среднем течении через Туркменистан) для ирригации, однако в 2000 году президенты двух стран договорились провести демаркацию спорных участков и выработать условия совместного использования реки. Однако планы создания так называемого «Озера Золотого Столетия», выдвинутые Туркменбаши, вызывают серьёзные опасения у узбекских властей, поскольку для его наполнения предполагалось отвести до половины регионального водостока.
Следует отметить, что Туркменистан был в числе немногих стран, поддерживавших регулярные контакты с режимом талибов в Афганистане. Обстановка на туркмено-афганской границе оставалась в 1990-е годах (и позже) относительно спокойной. Имели значение не только соответствующие договорённости президента Ниязова с лидерами афганского «Талибана», но и то обстоятельство, что в соответствии с договорённостями в верхах (Б. Н. Ельцин — С. Ниязов; декабрь 1993 года) на границе было развёрнуто и действовало в течение нескольких лет специальное подразделение погранвойск России. Тем не менее, в связи с прекращением прикрытия российским пограничным контингентом этого участка во второй половине 1990-х годов., степень надёжности контроля снизилась. По утверждению западных и российских экспертов, «прозрачность» границы с Афганистаном делает Туркменистан удобной территорией для транзита наркотиков (в направлении России и Западной Европы), а также транзита химических веществ для производства наркотиков в Афганистане. Есть косвенные свидетельства того, что подобная ситуация поддерживается (или поддерживалась) руководством Туркменистана сознательно.
Присоединившись одним из первых к СНГ после распада СССР, Туркменистан так и не стал полноправным участником этого объединения постсоветских стран. Ассоциированный статус в СНГ (обосновывается проводимой политикой нейтралитета) не позволяет Туркменистану полноценно участвовать в делах Содружества, что отчасти компенсируется развитием двустороннего сотрудничества со странами постсоветского пространства, в частности с Украиной, Белоруссией, Арменией, для которых Туркменистан является (как и Россия) основным поставщиком газа. Уровень политических контактов Туркменистана с этими странами достаточно высок. В июле 2005 года Ашхабад с визитом посетил белорусский президент А. Г. Лукашенко, дважды посещал эту страну, будучи украинским президентом, Л. Д. Кучма.
Одним из основных внешнеполитических и экономических партнёров Туркменистана является КНР, влияние которой в среднеазиатском регионе неуклонно растёт. С китайским руководством совершивший официальный визит в Пекин в августе 1998 года президент Ниязов обсудил не только экономическую проблематику (строительство газопровода в Китай), но и вопросы региональной безопасности. В июле 2000 года состоялся ответный визит в Ашхабад китайского лидера, подтвердив тем самым высокий уровень политического и экономического диалога между двумя странами. В апреле 2006 года С. Ниязовым и председателем КНР Ху Цзиньтао было подписано соглашение о строительстве газопровода в Китай. По соглашению Ашхабад обязался в течение 30 лет с января 2009 года ежегодно поставлять в Китай по 30 миллиардов кубических м природного газа с месторождений правобережья Амударьи. Летом 2007 года туркменская сторона вручила Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) документы, гарантирующие ей право проводить соответствующие работы на территории Туркмении.
Туркменистан развивает связи с Ираном. Между иранским портом Энзели и портом Туркменбаши (бывший Красноводск) на Каспии действует международная линия с выходом на порт Оле (Россия). Инициативы по активизации сотрудничества в основном исходят от Ирана. Однако официальный Ашхабад, несмотря на расширяющееся экономическое сотрудничество, уклоняется от активизации политического диалога по причине религиозного радикализма иранских лидеров.
Отношения с США приобретают в последние годы особое значение в связи с действиями США в Афганистане и Ираке, объявлением США Каспия зоной своих интересов (по соображениям доступа к энергетическим ресурсам региона) и усиливающимся давлением США на соседний Иран. В период действий США по свержению режима талибов официальный Ашхабад предоставил свои аэропорты и другую инфраструктуру для дозаправки американских военно-транспортных самолётов и обеспечения доставки гуманитарных грузов для афганского населения. В последние месяцы 2005 года в связи с закрытием американской военной базы в Узбекистане появилась информация о возможной её передислокации в Туркменистан. Подобные публикации в российских печатных изданиях вызвали резкое раздражение властей Туркменистана. О недопустимости распространения «лживой информации» было заявлено С. Ниязовым в телефонном разговоре с министром иностранных дел России С. В. Лавровым. Вслед за этим МИД Туркменистана заявил, что страна «дорожит статусом постоянного нейтралитета и... полностью соблюдает свои международные обязательства... не размещать на своей территории военные базы иностранных государств». Тем не менее время от времени появляются сообщения относительно заинтересованности США в получении доступа к туркменской военной инфраструктуре, а также о сотрудничестве обеих стран в вопросах безопасности. Политика США в отношении Туркменистана весьма прагматична. США (впрочем, как и их партнёры по НАТО) избегали резкой критики действий режима Туркменбаши в области соблюдения гражданских прав и политических свобод. Напротив, западные правозащитные организации весьма активно критиковали действия туркменских властей.
В начале ноября 2007 года президент Туркменистана Бердымухаммедов посетил Брюссель, проведя переговоры с представителями ЕС об открытии доступа западных компаний к газовым запасам страны. ЕС и США поддерживают проект Транскаспийского трубопровода, по которому газ может пойти в обход России. Примерно тогда же появились сообщения о подписании между Великобританией и Туркменистаном меморандума о понимании, цель которого состоит в обеспечении доступа британских компаний к туркменским газовым ресурсам.
Дипломатические отношения между Россией и Туркменистаном были установлены 8 апреля 1992 года. Базовым документом является Договор о дружбе и сотрудничестве от 31 июля 1992 года Подписано более 90 межправительственных и межведомственных соглашений, регулирующих двустороннее взаимодействие в различных областях, хотя часть из них в силу изменившихся обстоятельств утратила актуальность. Поддерживаются устойчивые связи в политической сфере, в том числе на высшем и высоком уровнях. Президент РФ В. В. Путин трижды посещал с визитами Туркменистан (май 2000 года, апрель 2002 года, май 2007 года). В январе 2002 года и апреле 2003 года состоялись рабочие визиты в Москву президента Туркменистана С. Ниязова. По инициативе Ниязова стороны готовили к подписанию новый большой российско-туркменский политический договор взамен действующего с 1992 года. В апреле 2007 года состоялся рабочий визит в Москву президента Туркменистана Г. Бердымухаммедова. На регулярной основе осуществляются контакты между внешнеполитическими ведомствами двух стран.
На региональном уровне с Туркменистаном сотрудничают 65 субъектов РФ. На туркменском рынке работает ряд российских предприятий, в частности ОАО «Минудобрения», Волжский, Камский и Горьковский автозаводы, ОАО «Транснефть».
Стабильность торгово-экономическим связям призвано придать российско-туркменское Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли, подписанное в апреле 2003 года, предусматривающее нарастающие поставки туркменского газа в Россию на период до 2028 года (в 2005 году — 6–7 миллиардов м³ газа, в 2006 году — до 10 миллиардов м³ газа, в 2007 году — до 60–70 миллиардов м³ газа, в 2008 году — до 63–73 миллиардов м³ газа) и реализацию совместных проектов в этой сфере. Начиная с 2009 года ежегодный объём поставок туркменского газа в Россию составит от 70 до 80 миллиардов м³, что позволит компенсировать падающую добычу «Газпрома» на старых месторождениях и одновременно послужит ориентиром для выравнивания цен на топливо на внутрироссийском рынке. Кроме того, «Газпром» сможет отложить ввод российских месторождений с высокими операционными затратами, не снижая (а скорее увеличивая) продажи на внешнем рынке. При этом «Газпром» ускоряет консолидацию финансовых потоков: прежде туркменский газ поставляла компания «Итера». Идя на расширение сотрудничества с Россией в газовой отрасли, Туркменистан, тем не менее, весьма жёстко отстаивает свои интересы в вопросах ценообразования на поставляемый «Газпрому» природный газ.
В результате работы российского политического руководства с официальным Ашхабадом наметились изменения в сторону достижения консенсуса по вопросу правового статуса и демилитаризации Каспийского моря, защиты экологии в регионе, хотя по таким актуальным вопросам, как юрисдикция национальных и рыболовных зон, транзит военных и торговых судов, различия в подходах сохраняются.
В российско-туркменских отношениях имеют место и другие проблемы, прежде всего касающиеся положения соотечественников.
В апреле 2003 года туркменская сторона предприняла односторонние шаги по реализации Протокола о прекращении действия Соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года. В целях поиска взаимоприемлемых решений по обеспечению прав лиц с двойным гражданством в Туркменистане в соответствии с договорённостью глав государств была создана Российско-Туркменская комиссия по вопросам гражданства. В ходе её первого заседания (Ашхабад, июль 2003 года) туркменская сторона официально заявила, что права российских граждан, проживающих в Туркменистане, не ущемляются и будут соблюдаться в полном объёме и впредь (по неофициальным данным — права представителей русской общины нарушаются весьма часто; в 2003 году появились сообщения о выселении лиц с российским гражданством из квартир, об их массовом увольнении с государственной службы).
Неурегулированным остаётся ряд проблем в сфере гуманитарного сотрудничества, в частности в плане доступа в Туркменистан российских газет и журналов, трансляции и ретрансляции программ российских теле- и радиокомпаний.
Все русские школы в стране преобразованы в туркменские с отдельными классами с преподаванием на русском языке. В Туркменистане функционирует единственная российско-туркменская средняя школа им. А. С. Пушкина, дающая полноценное 11-летнее образование по российской программе обучения. Перевод туркменских школ на 9-летний цикл образования фактически лишил их выпускников возможности поступать в российские вузы.
← Назад | Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Туркменистан в древности и Средние века
- Туркменистан в составе Российской империи
- Туркменистан в 1917-м — 1920-х годах
- Туркменистан в составе СССР
- Независимый Туркменистан (1991 год — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) (с 1992 года президентский пост совмещён с руководством Совета министров)
- Глава правительства (председатель Совета министров) в 1989–1992 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияний
- Положение и роль СМИ
- Положение Туркменистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Туркменистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Современные полигенетические и погребенные голоценовые почвы являются ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Москва, 1956 год. Государственное издательство географической литературы. С ...