Туркмения / Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
Несмотря на значительные разведанные запасы углеводородного сырья, разрушение экономических и кооперационных связей, вызванное распадом СССР, оказало серьёзное негативное влияние на хозяйственный комплекс Туркменистана, сравнимое с тем, которое имело место и в других бывших советских республиках. В 1993–1995 годах наблюдалось снижение валового национального дохода почти на 30 % (на фоне падения объёмов экспорта); далее темпы падения несколько замедлились. Наряду с этим в стране наблюдалась гиперинфляция (1 800 % в 1994 году), которую в результате контроля над ценами, резкого сокращения внутреннего спроса удалось снизить в 1997 году до 25 % в годовом исчислении. С 1998 года наблюдается ускорение роста валового национального продукта (хотя и со значительной инфляционной составляющей).
Дальнейшее экономическое развитие Туркменистана связано с освоением богатейших запасов полезных ископаемых, имеющих важнейшее значение для мировой экономики. В недрах Туркменистана (включая прилегающие спорные участки Каспийского моря) находятся, по последним оценкам, 20,8 миллиардов тонн нефти и 24,6 триллионов м³ газа. На сегодняшний день в стране, как на суше, так и на море, выявлено более тысячи перспективных на нефть и газ структур, открыто свыше 150 месторождений и только 50 из них находятся в разработке. В соответствии с намеченными планами уже к 2030 году предусматривается довести добычу нефти до 110 миллионов тонн и природного газа до 250 миллиардов м³.
Стратегия экономического, политического и культурного развития Туркменистана на период до 2020 года определяет, что к 2005 году республика должна была добывать 85 миллиарда м³ газа, а экспортировать — 70 миллиардов м³ (реально в 2005 году было добыто 63 миллиарда м³, экспортировано почти 45 миллиардов м³); к 2010-му эти показатели планируется увеличить соответственно до 120 миллиарда м³ и до 100 миллиардов м³; к 2020-му добычу предполагается довести до 240 миллиардов м³.
Именно данное обстоятельство позволяет руководству Туркменистана проводить «многовекторную» политику, играя на конкуренции и противоречиях между геополитическими акторами в регионе Центральной Азии, хотя, объективности ради, необходимо подчеркнуть, что точных оценок запасов углеводородов в Туркменистане на сегодняшний день нет. Туркменистан в настоящее время рассматривает три проекта по доставке своего природного газа потенциальным потребителям, помимо существующей сети газопроводов Средняя Азия — Центр. Первый — недавно стартовавшее строительство газопровода Туркменистан — Казахстан — Китай мощностью 30 миллиардов м³ в год, эксплуатация которого начнётся в январе 2009 года. Второй проект — строительство Прикаспийского газопровода (вдоль Каспия через Казахстан и Россию) мощностью 35 миллиардов м³, который позволит увеличить объем поставок газа в Западную Европу; и наконец, третий проект — строительство газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Объединённые Арабские Эмираты.
В заливе Кара-Богаз-Гол расположено самое крупное в мире месторождение природных солей морского типа, а в районе Гаурдака — значительные запасы солей калия. На территории Туркменистана разведаны месторождения серебра, золота, меди, цинка, свинца.
В сельском хозяйстве Туркменистана господствующей культурой остаётся хлопок, дававший до недавнего времени примерно 15–20 % экспортных поступлений. Однако реальные объёмы его производства примерно в два раза ниже, чем в советский период. В целом, сельское хозяйство развивается экстенсивно, хотя в условиях избыточного сельского населения и дешёвой рабочей силы туркменский хлопок является вполне конкурентоспособным товаром на внешних рынках. В условиях ограничения потребительского импорта наличие собственного хлопкового сырья способствует быстрому росту лёгкой промышленности (24 % в 2002 году, из них рост производства трикотажного полотна — 60 %, тканей — 20 %).
Неравномерное распределение результатов экономического роста в Туркменистане ведёт к несбалансированности различных отраслей национальной экономики, углублению дифференциации между различными регионами страны. В условиях чрезмерной централизации углубляющийся разрыв в экономическом развитии отдельных регионов пока не трансформируется в какие-либо экономические (или политические) требования территориальных сообществ.
В Туркменистане сохраняется значительная доля государственной собственности. Земельные отношения в стране регулируются указом президента (от 1992 года), закрепляющим передачу земли сельскохозяйственного назначения сельхозпроизводителям в аренду, до которых, как и в советские времена, доводятся директивные производственные задания. Кредитование сельского хозяйства, равно как и сбыт хлопка, также осуществляется государством. Начиная с 1999 года по государственной линии произведены крупные закупки сельскохозяйственной техники американского производства, однако эффективность её использования недостаточно высока. Государство полностью контролирует отрасли ТЭК, включая экспорт углеводородного сырья, газопроводный и железнодорожный транспорт, инвестиции, которые осуществляются под государственные гарантии. В 1990-е годы. в национальную экономику для создания инфраструктуры было инвестировано до 20 миллиардов долларов США. В общем объёме капитальных вложений средства иностранных инвесторов составляют немногим более 20 %. О доминировании государства в национальной экономике свидетельствует, в частности, политика правительства в области кредитования негосударственного сектора, на долю которого приходится 15,2 % (2002 год) всего объёма краткосрочных кредитов при практически ничтожном инвестировании на долгосрочной основе.
Одним из направлений внешнеэкономической деятельности государства является создание свободных экономических зон (СЭЗ) и экономических зон свободного предпринимательства.
Экспортно-сырьевая направленность экономики Туркменистана определяет потребность в доступе туркменского углеводородного сырья к международному трубопроводному транспорту и делает крайне необходимым диверсификацию географии поставок газа и нефти. В декабре 1997 года был введён в действие 200-километровый газопровод из Туркменистана в Иран. Во второй половине 1990-х годов прорабатывались вопросы строительства газопроводов в Китай (3 600 миль, через Казахстан), в Турцию (1 400 миль, через Иран) и в Пакистан (1 000 миль, через Афганистан, находившийся тогда под властью движения «Талибан»), Падение режима талибов привело к возобновлению в 2002 году переговоров с переходным афганским правительством и Пакистаном по данному вопросу, за чем очень внимательно следят США, готовые подключиться в качестве инвесторов к данному проекту при нормализации обстановки в афганском транспортном коридоре.
Из-за сложных отношений с иранским режимом США выступают за создание трубопроводной системы из Туркменистана в Турцию минуя Иран, используя для этого территорию Азербайджана и Грузии, с таким расчётом, чтобы не менее 50 % добываемого в Туркмении газа поставлялось по этой системе в обход России (это один из факторов, почему США лояльно относились к недемократическому режиму Туркменбаши). Однако туркменские власти весьма осторожны в своём выборе, балансируя между Россией и странами Запада. Имеет значение и неурегулированность правового статуса Каспия и наличие притязаний у Азербайджана на два нефтегазовых месторождения, которые официальный Ашхабад считает своими.
На данном этапе поставки туркменского газа в постсоветские республики (включая Украину и Армению), а также в некоторые страны Восточной и Центральной Европы осуществляются через российскую газотранспортную систему.
Значительные природные богатства, которыми распоряжается нынешний туркменский режим, считаются экономической основой будущего процветания: президент Ниязов обещал превратить страну к 2010 году во «второй Кувейт», существенно подняв уровень жизни населения. Пока же больше половины населения следует отнести к категории бедных и очень бедных. В конце 2005 года появились сообщения о том, что Туркменистан испытывал проблемы с обеспечением населения продуктами питания.
Низкий уровень жизни населения вынуждает государство брать на себя значительную часть социальных расходов. Хотя в последние годы национальная статистика не публикует точных данных по расходам на образование, здравоохранение, анализ укрупнённых статей государственного бюджета показывает, что в расходах бюджетной сферы доля затрат на социальные нужды составляет более 20 % и существенно не снижается. Кроме расходов на здравоохранение, образование, которые финансируются почти полностью из госбюджета, государство покрывает расходы по бесплатному обеспечению населения газом, электричеством, водой, выделяет средства на содержание жилищного фонда в городах.
В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2007 года, Туркменистан назван страной с экономикой «низкого среднего дохода» (lower middle income). Также в классификации Всемирного банка категория Туркменистана как страны-заёмщика определяется как «IBRD», что позволяет ему получать несвязанные (благодаря платёжеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.
В Рейтинге конкурентоспособности экономик мира в 2007–2008 годых Туркменистан отсутствует.
Основные экспортные группы (2003 год):
— природный газ — 49,7%;
— нефтехимическая продукция — 18,3 %;
— сырая нефть — 8,9 %;
— хлопковое волокно — 3,2 %;
— хлопчатобумажная пряжа — 2,2 %.
Основные импортные группы (2004 год):
— продукция машиностроения (оборудование для нефтехимической, нефтегазовой, лёгкой промышленности) и транспортное оборудование — 45,9 %;
— химикаты — 11,1 %;
— продовольственные товары — 5,3 %.
Главные внешнеторговые партнёры — Украина (по экспорту — 45 %, по импорту — 10 %); Иран (по экспорту — 17 %, по импорту — 5 %); ОАЭ (по импорту — 11 %); Россия (по импорту — 9 %); США (по импорту — 9 %); Венгрия (по экспорту — 6 %), Италия (по экспорту — 4 %), Турция (по экспорту — 4%, по импорту — 9 %).
← Назад | Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Туркменистан в древности и Средние века
- Туркменистан в составе Российской империи
- Туркменистан в 1917-м — 1920-х годах
- Туркменистан в составе СССР
- Независимый Туркменистан (1991 год — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) (с 1992 года президентский пост совмещён с руководством Совета министров)
- Глава правительства (председатель Совета министров) в 1989–1992 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияний
- Положение и роль СМИ
- Положение Туркменистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Туркменистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Учебное пособие академика Российской академии образования А. В. Даринского ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года ...
Весь мир широко отмечал 40-летие выдающегося события в истории нашей Родины — ...