Туркмения / Религия и государство, роль религии в политике

По данным последней переписи, ислам (преимущественно суннитского толка) исповедовали 87 % населения, православие — 2,4 %, атеисты и представители других конфессий составляют 10,6 %. По более актуальным оценочным данным, ислам суннитского толка исповедует примерно 92 % населения (большинство туркмен, узбеков, казахи). Туркмены, живущие в прилегающих к Ирану районах, — в основном шииты (не более 4–5 %).

Как и соседние среднеазиатские государства — Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан провозгласил светский характер государства и закрепил это положение в конституции (преамбула, ст. 1, ст. 11). Согласно ст. 11 конституции, государство гарантирует свободу религий и вероисповеданий и их равенство перед законом. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела и выполнять государственные функции. Государственная система образования отделена от религиозных организаций и носит светский характер. Гарантируется право каждого гражданина «самостоятельно определить своё отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов».

Закон Туркменистана «О религиозных организациях» в редакции 1996 года требует для регистрации подобной организации наличия в её рядах не менее 500 туркменских граждан от 18 лет и старше. Подобным требованиям соответствуют мусульманские общины туркмен-суннитов, которые составляют большинство населения страны, и общины Русской Православной церкви. Во многих городах по этой причине не смогли зарегистрироваться общины баптистов, адвентистов, лютеран, католиков.

Международные правозащитные организации задокументировали несколько фактов налётов спецслужб на церкви, молельные дома, конфискации церковного имущества, осуждение молодых баптистов-евангелистов к различным срокам заключения за отказ от прохождения воинской службы по религиозным мотивам. Притеснениям подвергаются и мусульманские общины: имело место закрытие мечетей и медресе, а высший духовный авторитет Ходжа Ахмед Оразгылы подвергался аресту за якобы совершенные экономические преступления. Однако мусульманские лидеры Туркменистана опасаются идти на открытое противостояние с властями, и в целом создаётся впечатление о существовании «нейтральных» отношений ислама и государства в Туркменистане.

Американские НПО неоднократно ставили перед Государственным департаментом США вопрос о включении Туркменистана в список 10 стран, в которых отмечены наиболее серьёзные нарушения религиозных свобод.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

А дальше — шельф... / О шельфе много говорят в связи с исследованиями Мирового океана и освоением его природных богатств. Уже сегодня шельф в значительной степени удовлетворяет такие первейшие потребности человечества, как потребности в топливе, минеральном сырье и продуктах питания. Но именно здесь усилия разведчиков поА дальше — шельф...
О шельфе много говорят в связи с исследованиями Мирового океана и освоением его ...
Арабы и море / Второе издание научно-популярных очерков по истории арабской навигации Теодора Адамовича Шумовского — старейшего из ныне здравствующих российских арабистов, ученика академика И. Ю. Крачковского. Первое издание появилось в 1964 году и давно стало библиографической редкостью. В книге живо и увлекательАрабы и море
Второе издание научно-популярных очерков по истории арабской навигации Теодора ...
Близкие дороги океана / Автор этих очерков участвовал в научных экспедициях на борту ветерана советского океанологического флота «Витязя». Изучая природу, раскрывая её сокровенные тайны, корабль науки бороздил самые глухие уголки Мирового океана, подходил к берегам далёких островов, исследовал максимальные глубины, загадочБлизкие дороги океана
Автор этих очерков участвовал в научных экспедициях на борту ветерана советского ...