Туркмения / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Туркменская ССР была одной из самых беспроблемных республик в составе СССР и не инициировала процесс своего выхода из СССР. Не сформировалось в конце 1980-х годов в Туркменистане и массовое национальное движение, ставящее целью демократизацию и национальное возрождение.

В условиях распада СССР курс Туркменистана на обретение и укрепление своей независимости принял необратимый характер и потребовал привнесения в общество адекватной национальной идеи. Её цель — обоснование национального проекта и социально-политическая мобилизация социума для его реализации. Для туркменского политического класса и подавляющей части общества декларируемое конституцией положение о том, что Туркменистан — демократическое, правовое, светское государство, имеет крайне абстрактный характер и по этой причине не представляет абсолютной ценности. Идеи Евразийского союза или Великого Турана, несмотря на всю их внешнюю привлекательность, исходили извне и не могли быть основой для эффективной интеграции и мобилизации общества.

Доктринально национальная идея или официальная идеология не оформлены в качестве какого-либо акта государственной власти, однако её компоненты содержатся практически во всех политически значимых выступлениях С. Ниязова. В наиболее концентрированном виде национальная идея была озвучена Ниязовым в мае 2001 года на заседании Всемирной гуманитарной ассоциации туркмен (объединяет туркменские общины более чем в 20 странах), посвящённом десятилетию независимости страны. Её суть — создание сильного миролюбивого государства, которое должно занять достойное место в мире. Туркменский протоэтнос, по словам Ниязова, появился более 6 тысяч лет тому назад. В различные периоды своей истории туркмены создавали развитые формы государственности, которые прерывались из-за внешнего воздействия. Нынешний этап весьма благоприятен для развития туркменского государства: народ «един как никогда», он сплочён вокруг своего руководства, трудолюбив и талантлив, его богатства имеют общемировое хозяйственное значение, что позволит превратить Туркменистан уже при жизни нынешних поколений во «второй Кувейт».

На статус официальной идеологии туркменского общества в прошлом претендовала книга Сапармурата Ниязова «Рухнама», которая вышла в свет в канун 10-летия независимости Туркменистана (по официальным данным, к настоящему времени этот труд переведён на более чем 30 языков и распространяется в более чем 50 странах общим тиражом около 1,5 миллиона экз.). «Рухнама» продолжает туркменскую традицию героических и романтических дастанов (эпосов) XV–XVI веков.

«Рухнама» после публикации стала обязательной для изучения в школах, вузах, а также государственными служащими страны. Согласно государственной пропаганде, по своей ценности это «вторая книга после Корана»; в ней в концентрированном виде Туркменбаши отдаёт должное «мудрости туркменского народа» и излагает наработанные веками моральные принципы, которыми должны руководствоваться ныне живущие и последующие поколения туркмен.

Выраженные идеологические расколы в Туркменистане отсутствуют. Преобразование в конце 1991 года Коммунистической партии Туркменской ССР в Демократическую партию Туркменистана без изменения её доминирующего статуса в политической системе, но со снятием марксистско-ленинской идеологической направленности лишило левый идеологический спектр каких-либо перспектив в стране. В настоящее время левые в Туркменистане разобщены, дезорганизованы и почти никак себя не проявляют (небольшая Коммунистическая партия Туркменистана находится в оппозиции на полулегальном положении). Носители либеральных ценностей в политике также не представлены (многие либеральные оппозиционеры вытеснены из страны или осуждены).

Светский характер власти, доминирование в политической системе корпоративно-клановых (племенных) компонентов, жёсткий контроль за немногочисленными исламскими радикалами и духовенством нейтрализуют любые проявления политического ислама.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Эль-Кано. Первый кругосветный мореплаватель / Всем известно, что первое кругосветное путешествие совершила экспедиция Магеллана. Но не каждый помнит, что после смерти Магеллана на Филиппинских островах только одно из пяти судов его флотилии вернулось в Испанию, завершив кругосветное плавание. Ещё меньше мы знаем о капитане этого судна Эль-Кано Эль-Кано. Первый кругосветный мореплаватель
Всем известно, что первое кругосветное путешествие совершила экспедиция ...
Курс общей гидрологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «ГНТИ»).Курс общей гидрологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...
Величайшие чудеса и шедевры природы / В этой книге читатели вместе с автором совершат увлекательное путешествие по материкам планеты Земля, откроют для себя удивительный мир океанов, увидят сказочную страну Алмазных гор, побывают на берегах озера Виктория и на водопаде Ниагара, спустятся в Карлсбадские пещеры и поднимутся на гору КилимаВеличайшие чудеса и шедевры природы
В этой книге читатели вместе с автором совершат увлекательное путешествие по ...