Туркмения / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
Туркменская ССР была одной из самых беспроблемных республик в составе СССР и не инициировала процесс своего выхода из СССР. Не сформировалось в конце 1980-х годов в Туркменистане и массовое национальное движение, ставящее целью демократизацию и национальное возрождение.
В условиях распада СССР курс Туркменистана на обретение и укрепление своей независимости принял необратимый характер и потребовал привнесения в общество адекватной национальной идеи. Её цель — обоснование национального проекта и социально-политическая мобилизация социума для его реализации. Для туркменского политического класса и подавляющей части общества декларируемое конституцией положение о том, что Туркменистан — демократическое, правовое, светское государство, имеет крайне абстрактный характер и по этой причине не представляет абсолютной ценности. Идеи Евразийского союза или Великого Турана, несмотря на всю их внешнюю привлекательность, исходили извне и не могли быть основой для эффективной интеграции и мобилизации общества.
Доктринально национальная идея или официальная идеология не оформлены в качестве какого-либо акта государственной власти, однако её компоненты содержатся практически во всех политически значимых выступлениях С. Ниязова. В наиболее концентрированном виде национальная идея была озвучена Ниязовым в мае 2001 года на заседании Всемирной гуманитарной ассоциации туркмен (объединяет туркменские общины более чем в 20 странах), посвящённом десятилетию независимости страны. Её суть — создание сильного миролюбивого государства, которое должно занять достойное место в мире. Туркменский протоэтнос, по словам Ниязова, появился более 6 тысяч лет тому назад. В различные периоды своей истории туркмены создавали развитые формы государственности, которые прерывались из-за внешнего воздействия. Нынешний этап весьма благоприятен для развития туркменского государства: народ «един как никогда», он сплочён вокруг своего руководства, трудолюбив и талантлив, его богатства имеют общемировое хозяйственное значение, что позволит превратить Туркменистан уже при жизни нынешних поколений во «второй Кувейт».
На статус официальной идеологии туркменского общества в прошлом претендовала книга Сапармурата Ниязова «Рухнама», которая вышла в свет в канун 10-летия независимости Туркменистана (по официальным данным, к настоящему времени этот труд переведён на более чем 30 языков и распространяется в более чем 50 странах общим тиражом около 1,5 миллиона экз.). «Рухнама» продолжает туркменскую традицию героических и романтических дастанов (эпосов) XV–XVI веков.
«Рухнама» после публикации стала обязательной для изучения в школах, вузах, а также государственными служащими страны. Согласно государственной пропаганде, по своей ценности это «вторая книга после Корана»; в ней в концентрированном виде Туркменбаши отдаёт должное «мудрости туркменского народа» и излагает наработанные веками моральные принципы, которыми должны руководствоваться ныне живущие и последующие поколения туркмен.
Выраженные идеологические расколы в Туркменистане отсутствуют. Преобразование в конце 1991 года Коммунистической партии Туркменской ССР в Демократическую партию Туркменистана без изменения её доминирующего статуса в политической системе, но со снятием марксистско-ленинской идеологической направленности лишило левый идеологический спектр каких-либо перспектив в стране. В настоящее время левые в Туркменистане разобщены, дезорганизованы и почти никак себя не проявляют (небольшая Коммунистическая партия Туркменистана находится в оппозиции на полулегальном положении). Носители либеральных ценностей в политике также не представлены (многие либеральные оппозиционеры вытеснены из страны или осуждены).
Светский характер власти, доминирование в политической системе корпоративно-клановых (племенных) компонентов, жёсткий контроль за немногочисленными исламскими радикалами и духовенством нейтрализуют любые проявления политического ислама.
← Назад | Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Туркменистан в древности и Средние века
- Туркменистан в составе Российской империи
- Туркменистан в 1917-м — 1920-х годах
- Туркменистан в составе СССР
- Независимый Туркменистан (1991 год — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) (с 1992 года президентский пост совмещён с руководством Совета министров)
- Глава правительства (председатель Совета министров) в 1989–1992 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияний
- Положение и роль СМИ
- Положение Туркменистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Туркменистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В хозяйственном, коммерческом, философском, историческом, топографическом, ...