Туркмения / Особенности законодательной власти
Конституция учреждает в Туркменистане два института законодательной власти: однопалатный Халк Маслахаты и однопалатный меджлис (парламент).
Халк Масхалаты имеет более значительные полномочия, чем меджлис, поскольку является «постоянно действующим высшим представительным органом народной власти и обладает полномочиями высшей государственной власти и управления» (ст. 45) с весьма широкими по сравнению с меджлисом полномочиями (в соответствии, в частности, с конституционным законом 2003 года). Он состоит из 2 507 членов (как избранных, так и назначаемых президентом, то есть по должности).
Полномочия и порядок функционирования меджлиса регулируются конституцией, вступившим в силу 5 января 2004 года законом «О меджлисе Туркменистана».
Согласно ст. 61 конституции, меджлис является государственным законодательным органом Туркменистана. Он состоит из 50 депутатов, избираемых по территориальным округам примерно с равным числом избирателей сроком на пять лет (ст. 62). Меджлис самостоятельно устанавливает правильность избрания и полномочия депутатов, избирает из числа депутатов председателя, его заместителя, формирует комитеты и комиссии (ст. 64).
Конституция позволяет меджлису передавать право издавать законы по отдельным вопросам президенту Туркменистана с обязательным последующим рассмотрением вопроса об их утверждении. В исключительном ведении меджлиса находятся законодательные права по вопросам: 1) уголовного и административного законодательства; 2) судопроизводства. К ведению меджлиса относятся (ст. 66): 1) принятие, толкование законов, внесение в них изменений, осуществление контроля за их исполнением; 2) рассмотрение вопроса об одобрении программы деятельности кабинета министров; 3) рассмотрение вопроса об утверждении государственного бюджета Туркменистана и отчёта о его исполнении; 4) организация контроля и наблюдения за выборами; 5) рассмотрение по предложению президента Туркменистана вопросов о назначении на должность и освобождении от должности председателя Верховного казыета, генерального прокурора, министра внутренних дел, министра юстиции; 6) учреждение государственных наград, награждение государственными наградами президента Туркменистана, присвоение ему почётных званий, воинских званий и отличий; 7) определение соответствия конституции нормативных актов органов государственной власти и управления; 8) иные вопросы, отнесённые к полномочиям меджлиса конституцией и законами.
Работа меджлиса осуществляется в форме сессий, проводимых в виде заседаний, а также заседаний президиума меджлиса, комитетов и комиссий меджлиса. Меджлис ежегодно собирается на осеннюю и весеннюю сессии.
Согласно ст. 63 конституции, меджлис может быть досрочно распущен (в том числе по постановлению Халк Маслахаты, решением президента или по постановлению самого меджлиса, принятому большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов (самороспуск).
Реальная роль органов законодательной власти в Туркменистане невелика; они главным образом легитимизируют политику, навязываемую им исполнительной властью, и крайне редко выступают с законодательными инициативами.
В условиях существования в Туркменистане однопартийной системы и отрицания плюрализма в политике роль выборов в формировании институтов власти минимальна. Фактически выборы превращаются в формальную процедуру легитимизации тех назначений в институты власти, которые осуществляет правящая Демократическая партия Туркменистана по принципу централизма.
В Туркменистане сохранена установленная ещё в советский период мажоритарная избирательная система.
Согласно ст. 87 конституции, выборы президента, депутатов меджлиса, халк векиллери, членов генгешей являются всеобщими и равными: право избирать имеют граждане Туркменистана, достигшие 18 лет, каждый избиратель имеет один голос. В выборах не участвуют психически больные граждане, признанные казыетом недееспособными; лица, содержащиеся по приговору казыета в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовнопроцессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей.
Согласно конституции, закону «О президенте Туркменистана» (2007 года) и закону «О выборах президента Туркменистана», президент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент избирается сроком на пять лет. Ни конституция, ни другие Законодательные акты не устанавливают ограничений на предельное количество сроков занятия президентского поста. В январе 1994 года по результатам всенародного плебисцита срок президентства Сапармурата Ниязова был продлен до 2002 года (за это высказались 99,9 % принявших участие в референдуме), а 26 декабря 1999 года по предложению Халк Маслахаты меджлис принял конституционный закон, закрепив за Ниязовым президентский пост пожизненно. В ст. 90 конституции особо подчёркивается, что «контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования не допускается».
Кандидаты в меджлис, выдвигаемые в одномандатных округах (их 50 по всей стране), должны получить не менее 50 % голосов избирателей (мажоритарная система абсолютного большинства), при этом допускается проведение второго тура.
Согласно ст. 88 конституции, депутатом меджлиса, халк векили может быть избран гражданин Туркменистана, достигший ко дню выборов 25-летнего возраста и в течение предшествующих десяти лет постоянно проживающий в Туркменистане, «завоевавший высокий авторитет среди населения».
Согласно ст. 91 конституции, право выдвижения кандидатов принадлежит Халк Маслахаты, политическим партиям, общественным объединениям и группам граждан (не менее 200 членов) в соответствии с избирательным законом (принят в 1994 году). Все упомянутые организации и объединения должны быть зарегистрированы.
Выборы-в меджлис проводились в 1994 году, в 1999 году и в 2004 году. Во всех случаях это были «управляемые выборы». В 1994 году на 50 мест в меджлис претендовал 51 кандидат, в 1999 году за 50 мандатов «соревновались» 100 кандидатов от правящей Демократической партии и так называемые независимые. По некоторым официальным данным, в выборах 2004 года участвовали 140 кандидатов. Однако фактически все претенденты принадлежали к ДПТ и их кандидатуры были предварительно одобрены Ниязовым. ОБСЕ отказывалась во всех случаях направить своих наблюдателей на выборы под предлогом того, что «законодательные рамки их проведения не соответствовали даже минимальным демократическим стандартам». На всех выборах в меджлис побеждали представители Демократической партии Туркменистана (получали более 99 % голосов избирателей).
На выборах президента в 1992 году за Ниязова проголосовали 99,5 % избирателей, на референдуме 1994 года за продление полномочий президента высказались 99,99 % избирателей.
На президентских выборах, состоявшихся 11 февраля 2007 года, победу одержал Гурбангулы Бердымухаммедов (89,23 %).
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Туркменистан в древности и Средние века
- Туркменистан в составе Российской империи
- Туркменистан в 1917-м — 1920-х годах
- Туркменистан в составе СССР
- Независимый Туркменистан (1991 год — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) (с 1992 года президентский пост совмещён с руководством Совета министров)
- Глава правительства (председатель Совета министров) в 1989–1992 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияний
- Положение и роль СМИ
- Положение Туркменистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Туркменистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Настоящая книга имеет своей целью возбудить у читателя интерес к истории русской ...
Книга известного советского учёного, доктора биологических наук, вице-президента ...