Туркмения / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
Согласно ст. 4 конституции, государственная власть делится на Халк Маслахаты (Народный совет), законодательную, исполнительную и судебную власти, которые действуют самостоятельно, уравновешивая друг друга. Однако на практике исполнительная власть не просто доминирует, а фактически присвоила себе многие функции других ветвей власти. Неразделённость властей особенно наглядно проявляется в отношениях исполнительной власти и законодательной ни один из законопроектов не может получить силу закона без одобрения президента, который одновременно является и главой государства, и главой правительства, и главнокомандующим вооружёнными силами.
Принцип разделения властей реализуется крайне непоследовательно даже в конституции. Так, согласно ст. 45 конституции, постоянно действующим высшим представительным органом народной власти является Халк Маслахаты Туркменистана, который обладает полномочиями высшей государственной власти и управления. Причём конституционный закон о Халк Маслахаты принимается самим Халк Маслахаты.
Высшую государственную власть и управление в Туркменистане осуществляют президент Туркменистана, меджлис, кабинет министров, Верховный казыет (суд).
В состав Халк Маслахаты входят: президент; депутаты меджлиса, председатель Верховного казыета, генеральный прокурор, члены кабинета министров, хякимы велаятов, хяким города Ашхабад; халк векиллери (народные представители); руководители партий, Молодёжной организации, профсоюзов, союза женщин, являющиеся членами общенационального движения «Галкыныш», руководители общественных организаций, представители старейшин Туркменистана; хякимы этрапов и городов, арчыны городов и посёлков, являющихся административными центрами этрапов, В общей сложности Халк Маслахаты насчитывает 2 507 членов.
Согласно ст. 47 конституции, деятельность Халк Маслахаты может быть приостановлена только самим Халк Маслахаты (фактически — президентом, в силу зависимости от него и подотчётности ему большей части членов этого органа власти). Халк Маслахаты может досрочно прекратить полномочия халк векиллери, меджлиса, генгешей. Полномочия этого органа чрезвычайно широки (ст. 48) и включают, в том числе: принятие конституции, конституционных законов, внесение в них изменений и дополнений; образование Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов в Туркменистане, внесение изменений в её состав; решение вопроса о проведении всенародных референдумов; назначение выборов президента Туркменистана, депутатов меджлиса, халк векиллери и членов генгешей; изменение государственной границы и административно-территориального деления Туркменистана; объявление отдельных неправовых деяний действиями по измене родине, объявление изменниками родины лиц, признанных виновными и осуждённых за совершение таких деяний, и решение вопроса о разрешении применения к ним исключительной меры наказания в виде пожизненного лишения свободы.
Согласно ст. 50, Халк Маслахаты созывается председателем Халк Маслахаты или президентом Туркменистана по мере необходимости, но не реже одного раза в год по предложению председателя Халк Маслахаты, президента Туркменистана, меджлиса или одной трети членов Халк Маслахаты от их установленного числа. Право внесения предложений на рассмотрение Халк Маслахаты принадлежит председателю Халк Маслахаты, президенту Туркменистана, меджлису, кабинету министров, общественным организациям, входящим в общенациональное движение «Галкыныш» Туркменистана, а также не менее чем одной четвёртой части членов Халк Маслахаты от их установленного числа.
Согласно конституции, президент избирается «непосредственно народом Туркменистана сроком на пять лет и вступает в должность немедленно после принесения присяги на заседании Халк Маслахаты». Президент Туркменистана может быть досрочно освобождён от должности при невозможности выполнения им своих обязанностей по болезни. Халк Маслахаты на основании заключения создаваемой им независимой медицинской комиссии принимает решение о досрочном освобождении президента от должности, но такое решение принимается не менее чем двумя третями голосов членов Халк Маслахаты от их установленного числа. В случае нарушения президентом Туркменистана конституции и законов Халк Маслахаты может выразить недоверие президенту Туркменистана и вынести вопрос о его смещении на народное голосование. Вопрос о недоверии президенту может быть рассмотрен по требованию не менее одной трети от установленного числа членов Халк Маслахаты. Решение о недоверии президенту принимается не менее чем двумя третями голосов членов Халк Маслахаты от их установленного числа (ст. 59).
Следует отметить, что пожизненным председателем Халк Маслахаты был избран Сапармурат Ниязов (Туркмен-баши), что способствовало ещё большей концентрации полномочий в его руках.
Парламент (собственно меджлис) не имеет возможности отстранить президента от власти. Меджлис может быть досрочно распущен: 1) по решению референдума; 2) по постановлению Халк Маслахаты; 3) по постановлению меджлиса, принятому большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов (самороспуск); 4) президентом Туркменистана в случаях несформирования в течение шести месяцев руководящего состава меджлиса (ст. 63). Кабинет министров, во главе которого стоит президент, не несёт ответственности перед меджлисом.
Право законодательной инициативы не является исключительной прерогативой меджлиса: согласно ст. 67 конституции, право законодательной инициативы принадлежит председателю Халк Маслахаты, президенту, депутатам меджлиса, халк векиллери, кабинету министров, Верховному казыету.
← Назад | Разделение и взаимодействие различных ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Туркменистан в древности и Средние века
- Туркменистан в составе Российской империи
- Туркменистан в 1917-м — 1920-х годах
- Туркменистан в составе СССР
- Независимый Туркменистан (1991 год — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) (с 1992 года президентский пост совмещён с руководством Совета министров)
- Глава правительства (председатель Совета министров) в 1989–1992 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияний
- Положение и роль СМИ
- Положение Туркменистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Туркменистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Трёхтомный труд знаменитого французского писателя Жюля Верна — «История великих ...